Artiks - поддержка и модерация форума по системам КонсультантПлюс и законодательству Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Форум
Поиск по форуму:
Правила поведения в форуме

Разделы Последнее
сообщение
Сообщений
за неделю


Консультант Плюс [04.09.2018] -





Законодательство
[04.09.2018]
-





О форуме и сайте [18.10.2017] -



Сообщения Ответов



[20.06.2008] Литвинова Р
Наш груз доставили не туда, куда надо. Виноват перевозчик. Договора на перевозку на руках нет. Есть ...
1







[20.06.2008] qqq
Если Вы сможете доказать, что виноват перевозчик, то Вы вправе требовать (в том числе через суд) исполнения доставки груза.
И если есть подтверждения оплаты Вами услуг по доставке груза и документального подтверждения маршрута груза, то Вы вправе требовать возмещения ущерба.

Основным доказательством заключения договора перевозки является наличие транспортной накладной, отражающей все его существенные условия.

Согласно Уставов автомобильного и железнодорожного транспортов:

- Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
- Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
- Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:
1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;
2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;
3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с
объявленной ценностью;
4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.
- Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
- Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.
- Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов
провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.
- За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере трех процентов его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы. Просрочка доставки багажа исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен багаж. Штраф за просрочку доставки багажа уплачивается на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, не позднее чем в течение десяти дней со дня формления этого акта. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд.
- За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик
(при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка.
- За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче на основании
акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере трех процентов платы за перевозку
багажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за
перевозку багажа, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств, устранения угрожающей жизни или здоровью людей неисправности транспортных средств либо иных не зависящих от перевозчика бстоятельств.
Просрочка доставки багажа исчисляется с 24 часов суток, когда должен прибыть багаж. В случае задержки багажа и грузобагажа таможенными органами или иными органами государственного контроля (надзора) срок доставки багажа и грузобагажа, предусмотренный правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, увеличивается на период указанной задержки.

Перечень существенных условий перевозки определяется в зависимости от различных факторов (характера груза, вида транспорта, маршрута, иных условий перевозки) транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (Решение ВС РФ от 08.10.2004 N ГКПИ2004-897).
Вместе с тем существует судебная практика, согласно которой отсутствие товарно-транспортных накладных не
может однозначно указывать на то, что договор перевозки заключен не был.
Так, например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 10.02.2000 N
А33-6581/99-С1-Ф02-55/00-С2 указал, что факт заключения между истцом и ответчиком договоров перевозки и
оказания истцом услуг по перевозке подтверждается путевыми листами с указанием пробега и времени
нахождения автомобилей в распоряжении клиента.
Согласование сторонами провозной платы подтверждается счетами-реестрами, отражающими стоимость услуг.
Указанные счета-реестры принимались грузоотправителем без замечаний, им проводилась частичная оплата
оказанных услуг. При таких обстоятельствах кассационная инстанция признала договор перевозки заключенным,
а взыскание с грузоотправителя оспариваемой провозной платы правомерной.
Очень важно наличие в накладных отметок о ходе исполнения договора перевозки (о приемке груза, о
прибытии транспорта под погрузку и выгрузку и пр.). Это обусловлено тем, что, поскольку договор перевозки
является реальным договором, т.е. вступает в силу с момента передачи груза перевозчику, отсутствие такой
отметки может служить основанием для признания его незаключенным.
Помимо этого согласно ст. ст. 785, 796 ГК РФ, ст. ст. 132, 135 УАТ РСФСР перевозчик несет
ответственность за сохранность принятого к перевозке груза (с момента принятия его к перевозке и до
выдачи грузополучателю).
Отсутствие отметки о принятии груза к перевозке может повлечь отказ в возмещении убытков при несохранной
перевозке. Так, например, как указал ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 04.10.2004 N
А82-149/2003-Г/10, при изучении товарно-транспортных накладных, представленных грузоотправителем в целях
подтверждения своего права на заявленный иск, суды сделали правильный вывод о их несоответствии
действующему законодательству (отсутствие подписи водителя о приемке груза в накладной и подписание
товарно-транспортной накладной неуполномоченным лицом) и как следствие этого - об отсутствии договорных
отношений, связанных с перевозкой груза, между истцом и ответчиком.
Тот же ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 03.10.2002 N 283/3/8 указал, что транспортные
накладные, не содержащие сведений о передаче груза перевозчику (его водителю), не могут быть приняты
судом как доказательства заключения сторонами договора на автомобильную перевозку груза, поскольку не
отвечают требованиям ст. ст. 45, 47 УАТ РСФСР. Не доказав факта передачи груза ответчику к перевозке в
установленном порядке, истец не вправе требовать возложения ответственности на последнего за
несохранность имущества по ст. ст. 15 и 796 ГК РФ.
В железнодорожных накладных грузоотправителем, перевозчиком также делаются различные отметки, связанные
с условиями и исполнением договора перевозки. Отметки оформляются как при отправлении, так и в пути
следования, а также по прибытии на станцию назначения. Данные отметки имеют значение при разрешении
споров в случаях просрочки доставки груза, задержки выдачи груза, взыскания штрафа за использование
перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев. Во всех перечисленных случаях согласно ст.
120 УЖТ РФ к претензии, направляемой перевозчику, прилагаются помимо прочих документов транспортные
накладные.
Так, например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 26.07.2006 N А82-10543/2005-7 согласился с
мнением нижестоящих судов, отказавших грузополучателю в иске, поданном в связи с просрочкой доставки
груза. При этом, в частности, были исследованы железнодорожные накладные. Факт просрочки установлен
датами приема груза к перевозке и доставки в адрес грузополучателя, указанными в накладных. Однако в
накладных сделаны отметки "срок доставки увеличивается для исправления погрузки по вине отправителя". На
вину отправителя в просрочке указывали и акты общей формы. Основываясь на данных доказательствах, суды
правильно отклонили ссылки истца на виновность перевозчика в просрочке доставки груза.
Важно обратить внимание на отметки, которые делаются на станции назначения при выдаче груза
грузополучателю по его требованию.
Отсутствие соответствующей отметки в товарно-транспортной накладной может повлечь отказ в иске к
перевозчику, связанном с доставкой поврежденного при перевозке товара. Так, например, ФАС
Дальневосточного округа в Постановлении от 26.07.2005 N Ф03-А73/05-1/1895 согласился с правильностью
отказа в иске к перевозчику, так как по спорному факту неисправности тары истцом не соблюден порядок
привлечения к ответственности грузоотправителя, установленный ст. 157 УАТ РФ, а следовательно, не
доказана вина последнего, поскольку передача товара перевозчику в исправной таре и выдача товара
грузополучателю произведены без оформления акта о его неисправности и соответствующей отметки в товарной
накладной (ст. 132 УАТ РФ).
При предъявлении претензии перевозчику, осуществившему перевозку автомобильным транспортом, в
соответствии с п. "б" § 2 разд. 11 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных
Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., в случаях недостачи, порчи или повреждения груза право на
предъявление претензии принадлежит грузополучателю при условии представления товарно-транспортной
накладной с соответствующими записями в ней и актом установленной формы. В Решении ВС РФ от 21.05.2007 N
ГКПИ07-257 данная норма признана частично не соответствующей законодательству Российской Федерации в
части, ограничивающей права отправителя груза на предъявление претензии и последующую возможность
предъявления иска. Таким образом, соответствующая претензия, а в дальнейшем и иск могут быть заявлены не
только грузополучателем, но и грузоотправителем.
Что касается необходимости предъявления товарно-транспортной накладной, суд подтвердил соответствие
данного требования законодательству Российской Федерации.

Итого, если с перевозчиком нормально договориться нет возможности, и Вы можете подтвердить ошибку перевозчика и нарушение им договоренности по перевозке груза, то Вам прямая дорога в суд - требовать исполнения перевозчиком своих обязательств и возмещения Ваших убытков.

1







[23.06.2008] Литвинова Р
А наличие договора перевозки - обязательно?
1




Ваше сообщение
будет новым ответом
на текущее сообщение


Поля, помеченные звездочкой*,
обязательны для заполнения

Имя:
E-mail:

Сообщение*:
Проверочный код*: 54.92.160.119






Copyright © 2002-18 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"