Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс
Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"


Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года (4)
Назад | К оглавлению | Далее

   Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)

   Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ, Федеральный закон от 30.12.2008 N 313-ФЗ, Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ, Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ, Федеральный закон от 25.11.2009 N 281-ФЗ

   1. Уменьшается предельная величина процентов, учитываемая в расходах

   С 1 сентября 2008 г. при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, которая учитывалась в расходах, признавалась равной ставке рефинансирования, увеличенной в 1,5 раза (по обязательствам в рублях), и 22 процентам (по обязательствам в валюте). В соответствии с п. 22 ст. 2, ст. 8, п. 7 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ такой порядок должен был действовать до 31 декабря 2009 г. Однако с 1 августа до 31 декабря 2009 г. применялась новая предельная величина процентов, равная ставке рефинансирования, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и 22 процентам по долговым обязательствам в иностранной валюте (ст. ст. 2, 5, п. 5 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ). Подробнее об этом см. "Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2009 года". С 1 января 2010 г. возобновил действие приостановленный в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ до 31.12.2009 абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ, согласно которому при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемая в расходах, принимается равной ставке рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза (по обязательствам в рублях), и 15 процентам (по обязательствам в валюте).

   2. Затраты на декларирование соответствия продукции, выполненных работ и оказанных услуг учитываются в составе прочих расходов

   Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" соответствие продукции, выполненных работ и оказанных услуг подтверждается обязательной сертификацией и декларацией о соответствии (декларированием соответствия). Согласно ст. 24 указанного Закона декларирование соответствия осуществляется на основании собственных доказательств либо собственных доказательств и доказательств, полученных при участии органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Федеральным законом от 30.12.2008 N 313-ФЗ, вступившим в силу 11.01.2009 (за исключением отдельных положений), возможность замены обязательной сертификации декларированием соответствия предоставлена организациям и предпринимателям, ведущим деятельность в различных отраслях экономики. Соответствующие поправки внесены в отдельные законодательные акты РФ, в том числе в Налоговый кодекс РФ. В частности, установлено, что расходы на декларирование соответствия с участием третьей стороны учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поскольку согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ данное положение вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль (опубликован он был 31.12.2008), новая редакция пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ действует с 2010 г.

   3. Учет в расходах доплаты до фактического заработка работников при их временной нетрудоспособности

   С 1 января 2010 г. утратил силу п. 15 ст. 255 НК РФ, согласно которому организация вправе учитывать в расходах на оплату труда доплату работнику до фактического заработка в случае его временной нетрудоспособности. Однако Минфин России в Письме от 14.09.2009 N 03-03-06/2/169 разъяснил, что сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности над его максимальным размером, который установлен законодательством, компания может признавать как расходы на оплату труда и в 2010 г. Для этого необходимо, чтобы доплата до фактического заработка была предусмотрена трудовым или коллективным договором, и тогда она может включаться в расходы на основании п. 25 ст. 255 НК РФ (как иные выплаты, произведенные в пользу работника). О предельном размере пособия по временной нетрудоспособности в 2010 г. см. раздел "Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

   4. Оплата медицинских услуг, оказываемых застрахованным работникам, учитывается в расходах на оплату труда

   Наряду со взносами по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату медицинских расходов застрахованных работников, в качестве расходов на оплату труда с 1 января 2010 г. признаются также затраты работодателей на оплату медицинских услуг, оказываемых сотрудникам. Договор с медицинской организацией должен быть заключен на срок не менее одного года, а сама организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности. Общий лимит для признания данных расходов (взносов по договорам страхования и непосредственной оплаты услуг медицинским учреждениям) остался прежним - не более 6 процентов от суммы расходов на оплату труда (абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ).

   5. Особенности признания расходов на приобретение электронно-вычислительной техники для организаций, ведущих деятельность в области информационных технологий

   С 2010 г. отменена гл. 24 НК РФ (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). В связи с этим уточнены условия применения особого порядка признания расходов на приобретение электронно-вычислительной техники организациями, ведущими деятельность в области информационных технологий. Так, в соответствии с п. 6 ст. 259 НК РФ указанные организации имеют право не применять установленный ст. 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В данном случае указанные затраты признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Однако понятие "организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий" содержалось в п. п. 7 и 8 ст. 241 НК РФ. Теперь в п. 6 ст. 259 НК РФ указанное понятие раскрыто: это российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. Следует иметь в виду, что такие организации, как и ранее, должны иметь документ о государственной аккредитации в области информационных технологий, порядок выдачи которого установлен Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 N 758. Однако размер доли доходов от выполнения соответствующих видов работ в общей сумме доходов, а также уровень среднесписочной численности работников теперь определяются по итогам не девяти месяцев предыдущего года, а отчетного (налогового) периода. Ранее такой порядок предусматривался только для вновь созданных организаций (п. 8 ст. 241 НК РФ).

   6. Имущество, полученное некоммерческими организациями в безвозмездное пользование на ведение уставной деятельности, не учитывается в доходах

   С 1 января 2010 г. при получении по решению органов государственной власти или местного самоуправления некоммерческими организациями государственного или муниципального имущества для ведения уставной деятельности у некоммерческих организаций не возникает дохода в виде безвозмездно полученных имущественных прав (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).

   7. При получении или выдаче авансов в иностранной валюте курсовые разницы не возникают

   У организации, которая получила либо выдала авансы в иностранной валюте, не возникает ни доходов, ни расходов в виде положительной или отрицательной курсовой разницы. Такие уточнения внесены в п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ и вступили в силу с 01.01.2010. Ранее при получении или перечислении предоплаты в иностранной валюте эти разницы у организаций появлялись (как указывал Минфин России в Письме от 04.08.2009 N 03-03-06/1/516). Отметим, что данные изменения касаются именно курсовых разниц, а не суммовых, о которых идет речь в п. 11.1 ст. 250 и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. В то же время есть разъяснения финансового ведомства, согласно которым у организации, применяющей метод начисления, суммовые разницы при получении аванса не возникают (Письма от 24.04.2008 N 03-03-06/1/292, от 04.09.2008 N 03-03-06/1/508).

   8. Доходы от реализации материально-производственных запасов, выявленных в ходе инвентаризации, можно уменьшить на стоимость имущества

   Поправки, внесенные в п. 2 ст. 254 и в пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, закрепили право компаний уменьшить доходы от реализации выявленного в ходе инвентаризации имущества, которое не является амортизируемым, на его стоимость. До 1 января 2010 г. по правилам пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доходы от реализации прочего (неамортизируемого) имущества можно было уменьшить на цену его приобретения или создания, которой у имущества, выявленного в ходе инвентаризации, нет. Теперь в данную норму внесено уточнение: доходы уменьшаются также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. В самом же абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ отмечено, что стоимость материально-производственных запасов (далее - МПЗ) и прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, или имущества, которое получено при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (либо при их ремонте), определяется как сумма дохода, учтенного согласно п. п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ. Ранее устанавливалось, что стоимость данного имущества равна сумме налога с такого дохода. Следует отметить, что Минфин России высказывал точку зрения, согласно которой доходы от реализации имущества, выявленного при инвентаризации либо полученного при демонтаже, ликвидации или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, можно было уменьшить только на суммы уплаченного налога (Письма от 15.06.2007 N 03-03-06/1/380, от 04.04.2007 N 03-03-06/1/219). Однако арбитражные суды приходили к иному выводу: в данной ситуации компании были вправе уменьшить доход от реализации на рыночную стоимость имущества, выявленного при инвентаризации или демонтаже (Постановления ФАС Поволжского округа от 02.09.2008 N А65-16652/2007 (Определением ВАС РФ от 26.12.2008 N ВАС-16909/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Уральского округа от 24.07.2008 N Ф09-5246/08-С3). Подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль. Таким образом, теперь доходы от реализации МПЗ и прочего неамортизируемого имущества уменьшаются на рыночную стоимость. Возможность амортизации выявленных при инвентаризации амортизируемых основных средств была предусмотрена поправками в Налоговый кодекс РФ, которые были внесены Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2009 г. Подробнее об этом см. "Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2009 года".

   9. Уточнен порядок амортизации арендатором неотделимых улучшений арендованного имущества

   Порядок амортизации арендатором капитальных вложений в арендованные основные средства установлен в абз. 6 п. 1 ст. 258 НК РФ. Они должны амортизироваться в течение срока действия договора аренды. Однако суммы амортизации распределяются в соответствии со сроком полезного использования, который предусмотрен для арендованного имущества Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация). Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ, суммы амортизации распределяются в соответствии со сроком полезного использования не самого основного средства, а капитального вложения, если этот срок можно будет установить в соответствии с Классификацией. Если же капитальное вложение в Классификации не упомянуто, применяется прежний порядок и ежемесячные суммы амортизационных платежей рассчитываются исходя из сроков полезного использования самого арендованного основного средства. Аналогичные правила предусмотрены и для неотделимых улучшений арендованного имущества, полученного по договору ссуды, которые амортизирует ссудополучатель (абз. 9 п. 1 ст. 258 НК РФ).

   10. Проценты по договору займа включаются в доходы (расходы) на последнее число месяца

   Доходы или расходы в виде процентов по займу, которые ранее при применении метода начисления учитывались на конец отчетного периода, теперь должны признаваться организациями в конце каждого месяца. Такие изменения внесены в п. 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ. Следует отметить, что до 01.01.2010 Налоговый кодекс РФ содержал противоречия. С одной стороны, в соответствии с п. 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ доходы (расходы) по договорам займа и кредита следовало признавать на конец каждого отчетного периода, а с другой стороны, в аналитическом учете сумма процентов, получаемая (выплачиваемая) налогоплательщиком, отражается ежемесячно (п. 4 ст. 328 НК РФ). У организаций, отчетными периодами для которых являются I квартал, полугодие и 9 месяцев, на практике возникали проблемы при расчете прибыли. При этом финансовое ведомство разъясняло, что по долговым обязательствам с нефиксированной процентной ставкой в аналитическом учете ежемесячно отражаются доходы (расходы) в виде процентов, подлежащих выплате (т.е. фактически начисленная сумма). В налоговом учете максимальную сумму процентов, которую можно отнести на расходы, компания должна была определять по итогам отчетного периода с применением ставки Банка России, действующей на последнее число квартала (Письма от 09.06.2009 N 03-03-06/1/383, от 21.05.2009 N 03-03-05/91).

   11. Объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, амортизируются с применением повышающего коэффициента

   Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности будет вестись в соответствии с новым Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ, вступившим в силу 27.11.2009. Указанным Законом внесены изменения в порядок амортизации объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ) или высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов законодательством предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. При начислении амортизации на указанные основные средства налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (соответствующее дополнение внесено п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

   12. Уточнен порядок расчета суммы налога по дивидендам, которую удерживает налоговый агент

   В п. 2 ст. 275 НК РФ приведена формула, по которой налоговый агент (организация, выплачивающая дивиденды) определяет сумму налога для удержания из доходов конкретного налогоплательщика - получателя дивидендов. Выглядит она следующим образом:

   Н = К x Сн x (д - Д),

   где: Н - сумма налога к удержанию; К - отношение суммы дивидендов, распределяемых в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, распределяемых налоговым агентом; Сн - соответствующая налоговая ставка; д - общая сумма дивидендов, распределяемая налоговым агентом в пользу всех налогоплательщиков - получателей дивидендов; Д - общая сумма дивидендов, полученных самим агентом в текущем и предыдущем отчетных (налоговых) периодах, если ранее эти суммы не участвовали в расчете облагаемого дохода.

   Изменения в абз. 9 п. 2 ст. 275 НК РФ, которые внесены Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ, касаются показателя "д", то есть общей суммы дивидендов, распределяемой налоговым агентом. Ранее при расчете этого показателя учитывались только те дивиденды, которые распределялись в пользу плательщиков налога на прибыль и НДФЛ, и исключались дивиденды, с которых эти налоги не уплачиваются. На это неоднократно указывал Минфин России (Письма от 25.11.2008 N 03-03-06/2/159, от 30.10.2008 N 03-03-06/2/148, от 01.10.2008 N 03-03-06/1/556, от 04.09.2008 N 03-03-06/2/114 (п. 1), от 06.02.2008 N 03-03-06/1/82, от 19.02.2008 N 03-03-06/1/114). Теперь же показатель "д" - это общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей независимо от того, являются они плательщиками налога на прибыль и НДФЛ или нет. Кроме того, уточнен порядок налогообложения дивидендов по имуществу, переданному в доверительное управление (п. 2.1 ст. 275 НК РФ). Получателем таких доходов признается учредитель доверительного управления (выгодоприобретатель). Если доверительным управляющим является российская организация, а учредителем (выгодоприобретателем) - иностранное лицо, то доверительный управляющий признается налоговым агентом в отношении дивидендов, по которым у источника выплаты дивидендов налоговым агентом налог удержан не был или же был удержан в меньшей сумме, чем сумма налога, исчисленная с дивидендов для указанной иностранной организации.

   13. Изменения порядка налогообложения операций с ценными бумагами

   Во-первых, уточнены условия, при которых ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (далее - ОРЦБ). Одно из этих условий - расчет по ним рыночной котировки в случае, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством (пп. 3 п. 3 ст. 280 НК РФ). По состоянию на 2010 г. указанное условие выглядит следующим образом: необходимо, чтобы рыночная котировка по данным ценным бумагам рассчитывалась в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, если это предусмотрено применимым законодательством. При этом применимое законодательство - это законодательство того государства, на территории которого обращаются ценные бумаги (т.е. налогоплательщик заключает сделки, влекущие переход на них права собственности). Теперь в абз. 5 п. 3 ст. 280 НК РФ предусмотрено, что при невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне ОРЦБ (в т.ч. сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем), организация вправе самостоятельно выбрать такое государство в зависимости от места нахождения продавца или покупателя ценных бумаг. Механизм данного выбора должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения. Также уточнено понятие рыночной котировки ценной бумаги. Это средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через российского организатора торговли на рынке ценных бумаг (далее - РЦБ), включая фондовую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам такого организатора торговли на РЦБ, такой фондовой биржи. Если ценные бумаги допущены к торгам на иностранной фондовой бирже, то рыночной котировкой считается цена закрытия по ценной бумаге, рассчитываемая иностранной фондовой биржей по сделкам, которые совершены в течение торгового дня через такую биржу (п. 4 ст. 280 НК РФ). Во-вторых, дополнены правила определения рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ. Прямо предусмотрено, что в случае реализации ценной бумаги на организованном рынке по цене выше максимальной при определении финансового результата принимается именно максимальная цена сделки на ОРЦБ (абз. 5 п. 5 ст. 280 НК РФ). Ранее данного правила ст. 280 НК РФ не содержала, что позволяло Минфину России требовать включения в доходы не максимальной, а фактической стоимости реализации ценных бумаг (Письма от 23.11.2007 N 03-02-07/1-452, от 17.04.2007 N 03-03-06/2/74, от 21.03.2006 N 03-03-04/1/269). Правила об ограничении финансового результата минимальными и максимальными ценами применяются не только при реализации, но и при приобретении ценных бумаг. При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на РЦБ на дату совершения сделки организация принимает интервал цен по данным организаторов торговли на дату ближайших торгов, состоявшихся со дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних трех месяцев, а не 12, как это было ранее (абз. 3 п. 5 ст. 280 НК РФ). В-третьих, изменены и упрощены правила определения цены реализации ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ (п. 6 ст. 280 НК РФ). Для целей налогообложения принимается фактическая цена сделки, если она находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен (которое установлено в размере 20 процентов в сторону повышения или понижения от расчетной цены). Если цена реализации ценных бумаг ниже минимальной или выше максимальной, то учитывается минимальная или максимальная цена соответственно (установленные исходя из расчетной цены и предельного отклонения цен). Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, должен быть установлен ФСФР России по согласованию с Минфином России (абз. 4 п. 6 ст. 280 НК РФ). Однако действие данной нормы с начала 2010 г. приостановлено (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ), поэтому в настоящее время расчетная цена ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, устанавливается организацией самостоятельно или с привлечением оценщика. Для определения расчетной цены долговых ценных бумаг, номинированных в рублях, может использоваться ставка рефинансирования Банка России. Порядок определения расчетной цены и методы ее оценки (если оценка проводится непосредственно организацией) должны быть закреплены в учетной политике (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ). В-четвертых, из числа методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг исключен метод ЛИФО (отменен пп. 2 п. 9 ст. 280 НК РФ). Помимо этих важных изменений, п. 2 ст. 280 НК РФ теперь определяет, что ценные бумаги признаются реализованными (приобретенными) в том числе путем зачета встречных однородных требований (в частности, в случае прекращения таких обязательств при клиринге). В п. 3 ст. 271 и пп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ внесены дополнения, согласно которым датой реализации ценных бумаг также может признаваться дата прекращения обязательств по передаче ценных бумаг зачетом встречных однородных требований, а расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, учитываются в том числе и на дату такого зачета. Однородными признаются требования по передаче имеющих одинаковый объем прав ценных бумаг одного эмитента, одного вида, одной категории (типа) или одного паевого инвестиционного фонда. Зачет должен подтверждаться соответствующими документами (отчетами клиринговой организации, брокеров или управляющих, которые оказывают организации клиринговые, брокерские услуги или осуществляют доверительное управление) (абз. 4 п. 3 ст. 271 НК РФ). В п. п. 5 и 6 ст. 280 НК РФ установлены правила определения фактической цены сделки при операциях с инвестиционными паями ПИФов.

   14. Внесены изменения в части учета кредитными организациями расходов на страхование

   Расширен перечень расходов на добровольное страхование, которые учитываются для целей налога на прибыль. С 1 января 2010 г. взносы по договорам добровольного страхования имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт, в случаях мошенничества (списания денежных средств по поддельным слипам или квитанциям электронного терминала, по утерянным или украденным картам и т.п.) налогоплательщики вправе учесть в составе расходов (пп. 9.1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Данное изменение актуально для кредитных организаций.

   15. Операции РЕПО и займы ценными бумагами

   Для целей налогообложения прибыли Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ полностью переработаны ст. 282 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами, а также ст. 333 НК РФ, где перечислены особенности ведения налогового учета доходов (расходов) по операциям РЕПО. Кроме того, в Налоговый кодекс РФ включена ст. 282.1, где закреплены особенности налогообложения при займе ценными бумагами. В п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ установлены переходные положения по операциям РЕПО, дата исполнения первой части которых наступила в 2009 г., а вторая часть исполняется в 2010 г., а также по операциям займа ценными бумагами, которые начали выполняться в 2009 г. или ранее, а дата окончания наступила 1 января 2010 г. Налогообложение этих операций производится по правилам, действовавшим в 2009 г.

   16. Операции с финансовыми инструментами срочных сделок

   Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ основательно переработаны (изложены в новой редакции) статьи Налогового кодекса РФ, касающиеся: - налогообложения срочных сделок (ст. 301 НК РФ); - формирования доходов и расходов по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке (ст. 303 НК РФ); - определения налоговой базы по операциям с ФИСС (ст. 304 НК РФ); - оценки для целей налогообложения операций с ФИСС (ст. 305 НК РФ). В 2010 г. будут применяться правила определения расчетной стоимости ФИСС, не обращающихся на организованном рынке, которые установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ; - порядка ведения налогового учета по срочным сделкам с применением метода начисления (ст. 326 НК РФ). Переходные положения в отношении операций с финансовыми результатами срочных сделок установлены в п. п. 2, 3, 4, 5, 7 ст. 13 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ.

   17. Изменения в налогообложении для организаций, ведущих клиринговую и дилерскую деятельность

   В п. 2 ст. 299.1 и п. 2 ст. 299.2 НК РФ перечислены доходы и расходы, которые клиринговые организации не учитывают при определении базы по налогу на прибыль. Также для клиринговых организаций п. 4 ст. 170 НК РФ устанавливает особенности расчета пропорции входящего НДС при раздельном учете. Уточнены правила формирования резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников РЦБ, ведущих дилерскую деятельность (изменения в ст. 300 НК РФ).

   Выводы

   1. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемая в расходах, принимается равной ставке рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза (по обязательствам в рублях), и 15 процентам (по обязательствам в валюте) (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ).

   2. Расходы на декларирование соответствия с участием третьей стороны учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ).

   3. Затраты работодателей на оплату медицинских услуг, оказываемых сотрудникам, наряду со взносами по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда (абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ).

   4. Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий, определяют размер доли доходов от выполнения соответствующих видов работ в общей сумме доходов, а также уровень среднесписочной численности работников по итогам отчетного (налогового) периода (п. 6 ст. 259 НК РФ).

   5. Некоммерческие организации не должны учитывать в целях налогообложения прибыли доход при получении ими государственного или муниципального имущества для ведения уставной деятельности (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).

   6. При получении или выдаче авансов в иностранной валюте организация не должна учитывать в доходах или расходах положительные или отрицательные курсовые разницы (п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

   7. При реализации материально-производственных запасов и прочего имущества, не являющегося амортизируемым, которое выявлено в ходе инвентаризации, доходы от его продажи можно уменьшить на рыночную стоимость имущества (п. 2 ст. 254 и пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).

   8. При амортизации капитальных вложений в арендованное имущество арендатор может определить сумму ежемесячных амортизационных платежей, исходя из срока полезного использования самого неотделимого улучшения, если этот срок можно установить в соответствии с Классификацией основных средств (абз. 6 п. 1 ст. 258 НК РФ).

   9. Объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, амортизируются с применением к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше 2 (пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

   10. Проценты по договору займа включаются организацией в доходы (расходы) на последнее число каждого месяца (п. 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ).

   11. Организация, выплачивающая дивиденды, при определении суммы налога для удержания из доходов конкретного получателя дивидендов рассчитывает показатель "д" как общую сумму дивидендов, распределяемую в пользу всех получателей (абз. 9 п. 2 ст. 275 НК РФ).

   12. Организация обязана определять налоговую базу по операциям с ценными бумагами с учетом изменений, внесенных в ст. 280 НК РФ, а именно: при списании на расходы стоимости ценных бумаг не использовать метод ЛИФО; при реализации ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, по цене выше максимальной учитывать именно максимальную цену, а не фактическую; применять новые правила определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ.

   Единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1 НК РФ)
К оглавлению

   Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ, Федеральный закон от 25.11.2009 N 275-ФЗ

   1. Страховые взносы учитываются в расходах

   В связи с заменой с 2010 г. ЕСН страховыми взносами в гл. 26.1 НК РФ внесено дополнение, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Суммы указанных взносов налогоплательщики вправе учитывать в составе расходов (пп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Следует отметить, что для плательщиков ЕСХН предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов страховых взносов на период 2010 - 2014 гг., а в 2010 г. указанные плательщики перечисляют взносы только в ПФР, исходя из тарифа 10,3 процента (п. 3 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Подробнее об этом см. раздел "Тарифы страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам".

   2. Расширен перечень расходов при применении ЕСХН

   С 2010 г. организации и предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, могут учитывать в расходах большее количество затрат. Так, плательщики ЕСХН вправе списывать потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с их предотвращением и ликвидацией последствий (пп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Потери от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в случае стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций теперь учитываются не в пределах утвержденных Правительством РФ норм, а полностью (новая редакция пп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Кроме того, уточнены переходные положения для организаций, перешедших на уплату ЕСХН с общего режима налогообложения и применявших метод начисления. Затраты на приобретение квот (долей) по добыче (вылову) водных биоресурсов, которые были фактически оплачены до перехода на ЕСХН и не признаны в расходах, включаются в налоговую базу по ЕСХН на дату перехода (пп. 7 п. 6 ст. 346.6 НК РФ). Это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.11.2009 N 275-ФЗ), то есть учесть данные расходы смогут те налогоплательщики, которые перешли на ЕСХН начиная с 01.01.2009.

   Выводы

   1. Плательщики ЕСХН вправе учитывать суммы страховых взносов в расходах (пп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

   2. На расходы списываются потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с их предотвращением и ликвидацией последствий (пп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

   3. Потери от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в случае стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций учитываются полностью (пп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

   Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ)
К оглавлению

   Федеральный закон от 19.07.2009 N 201-ФЗ, Федеральный закон от 19.07.2009 N 204-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ

   1. Увеличены лимиты доходов для целей применения УСН

   Одним из условий применения упрощенной системы налогообложения является соблюдение предельного размера доходов по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на указанный спецрежим. С 1 января 2010 г. данный лимит составляет не 15, а 45 млн. руб. (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ). Именно на указанный размер необходимо было ориентироваться при подаче после 1 октября 2009 г. заявления о переходе с 2010 г. на УСН. Этот лимит будет применяться до 1 октября 2012 г. (п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ). Также с 20 до 60 млн. руб. увеличен размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Эта новая предельная величина будет использоваться с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. (п. 3 ст. 2, п. 4 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ). Вместе с тем с 22 июля 2009 г. до 1 января 2013 г. приостановлено действие абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ, согласно которому предельные размеры доходов умножаются на коэффициенты-дефляторы (п. 2 ст. 2 и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ). Следует отметить, что повышение верхних границ доходов несущественно. Дело в том, что до 2010 г. лимит доходов за девять месяцев предшествующего года, ограничивающий право перехода на УСН, составлял 15 млн. руб., а размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН, - 20 млн. руб., но указанные величины индексировались на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на текущий год, а также на те, которые использовались ранее (п. 2 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ). С учетом указанных положений НК РФ и позиции ВАС РФ (Постановление от 12.05.2009 N 12010/08) предельный размер доходов за девять месяцев 2009 г., ограничивающий право организаций перейти на УСН в 2010 г., составлял 43 428 077 руб. (15 млн. руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34 x 1,538), а размер, при превышении которого до 2010 г. налогоплательщики теряли право применять УСН, - 57 904 103 руб. (20 млн. руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34 x 1,538). ФНС России придерживалась подобной точки зрения (Письма от 03.07.2009 N ШС-22-3/539@, от 01.09.2009 N ШС-22-3/684@).

   2. Потенциально возможный доход при применении УСН на основе патента не индексируется

   Размер потенциально возможного к получению годового дохода, исходя из которого определяется стоимость патента, устанавливают власти субъектов РФ на календарный год. С 1 января 2010 г. в ст. 346.25.1 НК РФ введен новый п. 7.1, который практически повторяет действовавший ранее п. 7 (его действие, соответственно, приостанавливается), исключено только положение о ежегодной индексации размера потенциально возможного дохода. Новая норма будет действовать до 01.01.2013. Следовательно, до указанной даты размер потенциально возможного годового дохода для целей применения УСН на основе патента устанавливается без применения коэффициента-дефлятора. Кроме того, в п. 2.2 ст. 346.25.1 НК РФ уточнено, что с 1 января 2010 г. для сохранения права на применение УСН на основе патента предельный размер доходов, установленный ст. 346.13 НК РФ, следует определять за календарный год, в котором налогоплательщик находится на данном спецрежиме. Как отмечено ранее, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ в ст. 346.13 НК РФ, размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН, увеличен до 60 млн. руб. Эту новую предельную величину можно использовать с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. без индексации на коэффициент-дефлятор.

   3. Учет страховых взносов для целей УСН

   С 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН, уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Если налогоплательщик применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", то суммы указанных взносов он вправе учитывать в расходах (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы", также могут уменьшить сумму единого налога (авансовых платежей) как на суммы пенсионных взносов и пособий по временной нетрудоспособности, так и на иные перечисленные страховые взносы. Однако лимит для уменьшения остался прежним: не более чем на 50 процентов (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ). На данные суммы также можно уменьшить оставшуюся стоимость патента при применении "патентной" УСН (п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ).

   Выводы

   1. Предельный размер доходов за девять месяцев предшествующего года, ограничивающий право перехода организаций на УСН в 2010 - 2012 гг., составляет 45 млн. руб. (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ).

   2. Предельный размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН в 2010 - 2012 гг., равен 60 млн. руб. (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

   3. Размер потенциально возможного дохода при применении УСН на основе патента не индексируется на коэффициент-дефлятор (п. 7.1 ст. 346.25.1 НК РФ).

   4. Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", вправе учитывать страховые взносы в расходах (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При применении УСН с объектом налогообложения "доходы" на сумму страховых взносов можно уменьшать единый налог (но не более чем на 50 процентов) (пп. 7 п. 2 ст. 346.5, пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

   Назад | К оглавлению | Далее








Copyright © 2002-20 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"