Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс
Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"


Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года (2)
Назад | К оглавлению

   Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Выводы

   1. Тарифы страховых взносов

   1.1. Если работодатель производит выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете базы для начисления взносов учитывается их цена, указанная сторонами договора (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   1.2. Тарифы страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты физлицам, таковы: в ПФР - 20 процентов, в ФСС - 2,9 процента, в ФФОМС - 1,1 процента и в ТФОМС - 2 процента (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   1.3. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД, а также лица, использующие труд инвалидов, а также общественные организации инвалидов платят страховой взнос только в ПФР по ставке 14 процентов (п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   1.4. Организации и индивидуальные предприниматели, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями или имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, уплачивают страховые взносы по ставке 20 процентов (всего) (п. 1 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   1.5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, уплачивают страховой взнос в ПФР по ставке 10,3 процента (п. 3 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   1.6. Индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы (плательщики, не производящие выплаты физлицам) определяют размер взносов, исходя из стоимости страхового года, которая рассчитывается как произведение МРОТ (4330 руб.) и тарифа в соответствующий фонд и умножается на 12 (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   2. База для начисления взносов

   2.1. База для начисления взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам, не должна превышать 415 000 руб., исчисленных нарастающим итогом с начала календарного года. При превышении этого предела страховые взносы не взимаются (ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   2.2. Из перечня не облагаемых страховыми взносами сумм, выплачиваемых в пользу физлиц, исключены: - компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск; - суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника; выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда; - выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; - стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством РФ; - стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   2.3. Не облагаются страховыми взносами выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   2.4. С 3000 до 4000 руб. (на одного работника в год) увеличена сумма материальной помощи, оказываемой работодателями, которая не облагается страховыми взносами (п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   2.5. Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов, только если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения) ребенка (пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   2.6. Если работники, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проводят отпуск за пределами РФ, то страховыми взносами не облагается стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   3. Уплата взносов

   3.1. Уплата страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физлиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч. 1, 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   3.2. Плательщики, производящие выплаты в пользу физлиц, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего месяца уплачивают ежемесячный обязательный платеж (ч. 3 - 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   3.3. Плательщики, не производящие выплат физлицам, уплачивают взносы за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года отдельными расчетными документами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС (ч. 2 - 4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   3.4. Плательщики, которые не производят выплаты физлицам, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивать за себя взносы в ФСС России (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   3.5. Страховые взносы не считаются уплаченными, если в платежном поручении указан неверный КБК (п. п. 1, 3 ч. 5, п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   3.6. Зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда невозможен (ч. 21 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   4. Отчетность

   4.1. Расчеты по страховым взносам плательщики, производящие выплаты физлицам, подают по месту своего учета в территориальные органы: ПФР - до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года соответственно), и ФСС - до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января следующего года) (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   4.2. Плательщики, имеющие среднесписочную численность работников за предшествующий календарный год более 100 человек, а также вновь созданные организации, у которых количество сотрудников превышает установленный предел, представляют расчеты только в электронной форме с электронной цифровой подписью (ст. 61 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   4.3. В случае прекращения деятельности организации (в связи с ликвидацией) либо индивидуального предпринимателя расчеты необходимо представить до дня подачи указанного заявления (ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   4.4. В случае реорганизации организации правопреемники обязаны перечислить взносы и подать расчеты за реорганизованное юрлицо независимо от того, было ли им до завершения реорганизации известно о неуплате страховых взносов реорганизованным лицом (ч. 16 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   4.5. Плательщики, не производящие выплат физлицам, подают расчет по страховым взносам в территориальный орган ПФР до 1 марта следующего года (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   4.6. В случае прекращения деятельности физлица в качестве индивидуального предпринимателя расчеты представляются до дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности (ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   4.7. Плательщики, производящие выплаты физлицам, обязаны представить в ПФР отчетность для персонифицированного учета в срок до 1 августа 2010 г. и 1 января 2011 г. соответственно (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

   4.8. Сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, необходимо обеспечивать в течение шести лет (п. 6 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   5. Контроль за уплатой взносов

   5.1. Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится не чаще чем раз в три года и длится не более двух месяцев со дня вынесения решения о ее назначении (ч. 10, 11 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   5.2. За представление расчета с нулевой суммой по истечении 180 календарных дней от установленного срока предусмотрена ответственность в виде минимальной суммы штрафа - 1000 руб. (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   5.3. Решения о привлечении (об отказе в привлечении) плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения могут быть обжалованы в вышестоящий орган и в суд одновременно (ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством К оглавлению

   Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ

   1. Расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам

   Изменено название Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ. С начала 2010 г. оно звучит так: "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Основное изменение внесено в порядок определения максимального размера пособий. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не будут ограничиваться фиксированной суммой (в связи с отменой п. 5 ст. 7, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Однако средний дневной заработок, используемый при расчете пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не может превышать среднего дневного заработка, исчисленного следующим образом: предельная величина базы для начисления страховых взносов, разделенная на 365 (п. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Поскольку предельная величина базы для лиц, производящих выплаты физлицам, равна 415 тыс. руб. (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), средний дневной заработок для расчета указанных пособий в 2010 г. составляет 1136 руб. 99 коп. (415 000 руб. / 365). Осталась прежней зависимость размера пособия по временной нетрудоспособности от страхового стажа: если стаж составляет до пяти лет, сотрудник получает пособие в размере 60 процентов среднего заработка, от пяти до восьми лет - 80, а более восьми лет - 100 процентов (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). При этом с 01.01.2010 в трудовой стаж включаются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (соответствующее дополнение внесено в ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). По-прежнему пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня выплачивается за счет средств работодателя (пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Следует отметить, что признан утратившим силу Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ, который устанавливал особые условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности для граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, которые применяют спецрежимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН). Поэтому данные категории работодателей теперь выплачивают пособия по временной нетрудоспособности в общем порядке.

   2. Расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком

   Порядок обеспечения пособием по уходу за ребенком теперь предусмотрен гл. 3.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ. Сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком, как и ранее, составляет 40 процентов среднего заработка, а ограничение его максимального размера в 6000 руб. отменено (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ и п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Размер пособия определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4, при этом средний заработок, как и в случае с пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не должен превышать предельную величину базы для начисления взносов (415 тыс. руб.), разделенную на 12, - 34 583,33 руб. Таким образом, максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2010 г. составляет 13 833,33 руб. (34 583,33 / 100 х 40). При этом осталось минимальное ограничение размера пособия - 1500 руб. по уходу за первым ребенком, 3000 руб. по уходу за вторым и последующими детьми (абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ). Минимальный размер пособия по-прежнему подлежит индексации (ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ). Так, согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ с 01.01.2009 размер индексации равен 1,13. Но при расчете ежемесячного пособия должна учитываться ранее произведенная индексация (Письмо ФСС РФ от 13.05.2009 N 02-18/07-3970). Поэтому минимальный размер выплачиваемого в 2010 г. ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составляет 1873,10 руб. (1500 руб. x 1,085 x 1,0185 x 1,13), за вторым и последующими детьми - 3746,20 руб. (3000 руб. x 1,085 x 1,0185 x 1,13). При уходе за двумя детьми и более до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. В таком случае оно не должно превышать 100 процентов среднего заработка, но не может быть меньше суммированного минимального размера (п. 2 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

   Выводы

   1. Отменено ограничение предельного размера пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам фиксированной суммой, но средний дневной заработок при расчете пособия не может превышать предельную величину базы для начисления взносов (в 2010 г. - 415 тыс. руб.), разделенную на 365. Таким образом, максимальный средний дневной заработок для начисления пособия составляет 1136 руб. 99 коп. (п. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

   2. В трудовой стаж включаются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

   3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов от среднего заработка. Ограничение максимального размера в 6000 руб. отменено, но при расчете среднего заработка учитывается максимальная величина базы, на которую начисляются взносы. Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2010 г. составляет 13 833,33 руб. (п. 5.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

   4. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежимы налогообложения, должны выплачивать пособия по временной нетрудоспособности своим работникам в общем порядке (в связи с отменой Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ).

   Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности (часть первая НК РФ) К оглавлению

   Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ, Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ

   1. Установлена ответственность налоговых органов за нарушение срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика либо срока вручения банку такого решения

   С 1 января 2009 г. приостановление операций налогоплательщика-организации по счетам в банке отменяется решением инспекции не позднее одного рабочего дня (а не операционного дня, как было ранее), следующего за днем представления налогоплательщиком декларации либо получения инспекцией документов, подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафов (п. 6 ст. 6.1 и п. 8 ст. 76 НК РФ). Кроме того, с 2009 г. определен срок вручения налоговым органом банку решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика. Согласно абз. 2 и 5 п. 4 ст. 76 НК РФ такое решение вручается представителю банка не позднее дня, следующего за днем его принятия инспекцией. Вручаться оно может под расписку или в электронном виде либо иным способом, свидетельствующим о дате получения банком такого решения, т.е. оно может направляться по почте заказным письмом, а датой его вручения будет считаться день получения банком письма. Однако ответственность налогового органа за нарушение срока отмены решения о приостановлении операций (либо направления такого решения) не была предусмотрена. С 1 января 2010 г. действует п. 9.2 ст. 76 НК РФ, согласно которому налоговые органы уплачивают налогоплательщику проценты за каждый календарный день просрочки, если они нарушили срок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций либо срок направления в банк такого решения. Проценты начисляются на сумму, в отношении которой применялся режим приостановления, по ставке рефинансирования Банка России (действовавшей в период приостановления операций или вручения решения об отмене приостановления). Таким образом, теперь налогоплательщику, в отношении которого действовал режим приостановления операций по счетам в банке, налоговый орган, нарушивший срок отмены решения о приостановлении либо срок вручения банку такого решения, должен уплачивать проценты за каждый календарный день просрочки.

   2. Перерасчет налоговой базы при выявлении ошибок (искажений)

   По общему правилу только при невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) налогоплательщик вправе пересчитать налоговую базу и суммы налога за тот налоговый (отчетный) период, в котором они выявлены (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ). Если же момент совершения ошибки (искажения) известен, то перерасчет налоговых обязательств производится за предыдущие периоды и налогоплательщик должен представить в инспекцию уточненные налоговые декларации. С 1 января 2010 г. п. 1 ст. 54 НК РФ дополнен новым положением: корректировать базу налогового (отчетного) периода, в котором выявлены ошибки или искажения, относящиеся к прошлым периодам, можно также, если допущенные ошибки (искажения) привели к переплате налога. Таким образом, при обнаружении ошибок, которые не привели к занижению суммы налога, нет необходимости подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды. Впрочем, такой обязанности у налогоплательщика не было и до 1 января 2010 г. (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). В любом случае право выбора остается за налогоплательщиком: при выявлении переплаты налога в прошлых периодах он может либо учесть это в текущей декларации, либо подать уточненную за период, в котором была допущена ошибка.

   3. Налоговые органы не вправе повторно истребовать документы, которые ранее были представлены налогоплательщиком

   Начиная с 1 января 2010 г. инспекции не вправе требовать те документы, которые ранее налогоплательщиками были представлены при проведении камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Ведение с начала 2007 г. журнала учета представленных в налоговые органы документов теперь поможет налогоплательщикам в возможных спорах. Пункт 5 ст. 93 НК РФ предусматривает только два исключения для повторного требования документов: если они представлялись в виде подлинников и были возвращены, а также если они были утрачены инспекцией вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

   Выводы

   1. Налогоплательщику, операции по банковским счетам которого были приостановлены, налоговый орган, нарушивший срок отмены решения о приостановлении либо срок вручения банку такого решения, должен уплачивать проценты за каждый календарный день просрочки (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

   2. При выявлении переплаты налога в прошлых периодах налогоплательщик вправе отразить это в текущей декларации либо подать уточненную за тот период, в котором была допущена ошибка (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).

   3. Налогоплательщики не обязаны представлять в налоговые органы документы, которые ранее уже подавались в инспекцию при проведении камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ).

   Назад | К оглавлению | Далее |








Copyright © 2002-18 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86, +7 495 916-87-55
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"