Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс
Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"


Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года (1)
К оглавлению

   Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

   Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ

   1. ЕСН заменяется страховыми взносами

   С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ были внесены изменения в целый ряд законодательных актов РФ, а некоторые акты утратили силу (Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ). С 2011 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых взносов, но в 2010 г. действуют пониженные ставки. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010 - 2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов. Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физлицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физлицам, т.е. те же лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 2010 г. расчеты по страховым взносам плательщики должны подавать по месту своего учета в территориальные органы ПФР и ФСС. При этом следует обратить внимание, что ст. 59 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики пенсионных взносов должны представить в налоговый орган декларацию по этим взносам за 2009 г. в срок не позднее 30 марта 2010 г. по форме, утвержденной Минфином России. Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, который установлен гл. 24 НК РФ в ранее действовавшей редакции. Поэтому в 2010 г. плательщики ЕСН, осуществляющие выплаты физлицам, должны подать декларацию по единому социальному налогу за 2009 г. в обычный срок - не позднее 30 марта (п. 7 ст. 243 НК РФ), а индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы - не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ). Такие разъяснения дала и ФНС России в Письме от 16.09.2009 N ШС-22-3/717@.

   2. Объект для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам

   Объект обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты физлицам, в целом совпадает с объектом по ЕСН, который до 1 января 2010 г. определялся в порядке ст. 236 НК РФ. Особо следует отметить, что Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты физлицам от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами, если они начислены по трудовым, гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, лицензионным договорам о предоставлении права использования указанных произведений (за исключением тех, которые указаны в данном Законе). Как и до 2010 г., не начисляются взносы на выплаты в пользу индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). При этом согласно разъяснениям ФНС России (Письмо от 05.09.2006 N ШС-6-05/891@), которые даны еще для целей ЕСН, если выплаты указанным лицам произведены за выполнение работ (оказание услуг) по деятельности, не отраженной в свидетельстве о регистрации, то такие суммы квалифицируются как выплаты по трудовому или гражданско-правовому договору. И в данном случае организация, производящая выплаты, является плательщиком ЕСН. Однако отметим, что арбитражные суды данную точку зрения не разделяли, указывая, что физическое лицо - индивидуальный предприниматель в целях налогообложения признается предпринимателем независимо от того, какой вид деятельности оно осуществляет, поэтому и ЕСН оно уплачивает самостоятельно (см. Постановления ФАС Уральского округа от 10.12.2007 N Ф09-10120/07-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2006 N Ф04-3815/2006(23710-А45-26), ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2006 N А05-15780/2005-18). Изложенное следует учесть и в 2010 г. при расчете базы по страховым взносам.

   3. База для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам

   С 2010 г. предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физлица превысят этот предел, то страховые взносы с суммы превышения не взимаются. Заметим, что регрессивной шкалы, применявшейся для целей ЕСН, в отношении страховых взносов не предусмотрено. Начиная с 2011 г. указанная предельная величина дохода будет ежегодно индексироваться в размере, определяемом Правительством РФ, в соответствии с ростом средней заработной платы (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Еще раз следует отметить, что в базу по взносам включаются выплаты физлицам независимо от отнесения их на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль. В ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ внесено следующее изменение: если работодатель производит выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете базы для уплаты взносов учитывается цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора (а не рыночная их стоимость, как это было предусмотрено для целей ЕСН в п. 4 ст. 237 НК РФ). При государственном регулировании цен (тарифов) на такие товары (работы, услуги), как и прежде, нужно исходить из государственных регулируемых розничных цен (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Кроме того, с 2008 г. с авторами заключаются лицензионные договоры, договоры об отчуждении исключительного права и договоры авторского заказа (ст. ст. 1285 - 1288 ГК РФ). Вопрос о начислении ЕСН на выплаты по таким договорам был спорным, поскольку в гл. 24 НК РФ оставалось понятие "авторский договор", которое в гражданском законодательстве не использовалось. Несмотря на это Минфин России (Письма от 28.08.2008 N 03-04-06-02/98, от 14.07.2008 N 03-04-06-02/75, от 03.07.2008 N 03-04-07-02/13) разъяснял, что вознаграждение, выплачиваемое автору произведения по лицензионному договору, договору об отчуждении исключительного права, а также по договору авторского заказа, облагается ЕСН. Теперь в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ указано, что на сумму доходов по указанным договорам начисляются страховые взносы, но ее можно уменьшить на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с получением таких доходов. В ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ приводятся нормативы затрат (они аналогичны нормативам для профессиональных вычетов по НДФЛ, содержащимся в ст. 221 НК РФ), которые можно принять к вычету, только если расходы не подтверждены документально.

   4. Выплаты, которые исключены из перечня необлагаемых

   Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), выплачиваемых в пользу физлиц, несколько отличается от перечня сумм, ранее не облагаемых ЕСН. Так, теперь страховыми взносами облагаются: 1) компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск. Они исключены из необлагаемых сумм пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; 2) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника (пп. "б" п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Ранее в абз. 3 пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ говорилось, что ЕСН не облагаются суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком как работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, так и членам семьи умершего работника. Следует отметить следующее: вероятнее всего, налоговые органы будут придерживаться мнения, что не поименованные в перечне необлагаемых сумм выплаты в любом случае должны облагаться страховыми взносами. Однако если материальная помощь членам семьи умершего работника не предусмотрена трудовым или гражданско-правовым договором, то она и не признается объектом обложения страховыми взносами (ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ); 3) выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда (абз. 2 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Следует отметить, что до 2010 г. в пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ такие выплаты не были поименованы как не облагаемые ЕСН. Однако финансовое ведомство и арбитражные суды сходились во мнении, что компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваемые работодателем в размере, который установлен коллективным (трудовым) договором, не облагаются ЕСН (подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам); 4) выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы (абз. 3 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). До 2010 г. вопрос о начислении ЕСН на выплаты взамен суточных членам экипажей кораблей являлся спорным. Финансовое ведомство утверждало, что они облагаются ЕСН, а судебная практика сходилась во мнении, что подобные выплаты относятся к компенсационным, связанным с особыми условиями труда, которые на основании ст. 238 НК РФ ЕСН не облагались (подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам); 5) стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством РФ (п. 9 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). До 2010 г. в пп. 11 п. 1 ст. 238 НК РФ было указано, что освобождение от обложения ЕСН распространялось и на этих лиц; 6) стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам (п. 10 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Ранее эти суммы присутствовали в аналогичной норме НК РФ (пп. 12 п. 1 ст. 238 НК РФ). Кроме того, в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ не содержится льгот, которые были предусмотрены гл. 24 НК РФ. Дело в том, что в ст. 239 НК РФ было установлено освобождение от уплаты ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физлицам-инвалидам, а также для общественных организаций инвалидов, учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, научных и иных социальных целей. После завершения переходного периода, во время которого для данной категории плательщиков страховых взносов предусмотрено применение пониженных тарифов (п. 2 ч. 2 ст. 57 и ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), начиная с 2015 г. все организации и индивидуальные предприниматели с выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц (в том числе инвалидов) будут перечислять страховые взносы в общем порядке.

   5. Другие изменения в перечне не облагаемых страховыми взносами сумм

   Как отмечено ранее, перечень не облагаемых страховыми взносами сумм (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), претерпел изменения. Так, некоторые выплаты из него исключены, но при этом имеется и ряд дополнений: 1. С 3000 до 4000 руб. (на одного работника в год) увеличена сумма материальной помощи, оказываемой работодателями своим сотрудникам, которая не облагается страховыми взносами. Причем в пп. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ было указано, что данное освобождение распространяется только на выплаты организаций, финансируемых за счет бюджета. В п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ такого условия нет. Следует отметить, что, с одной стороны, указанная не облагаемая взносами сумма увеличена, а также расширен перечень лиц, которые могут применять данное освобождение. Но, с другой стороны, до 2010 г. на основании п. 3 ст. 236 НК РФ в налоговую базу по ЕСН не включались выплаты, не отнесенные налогоплательщиком к расходам для целей налога на прибыль. В соответствии с п. 23 ст. 270 НК РФ суммы материальной помощи работникам не учитываются при исчислении налога на прибыль. Следовательно, любая сумма материальной помощи не облагалась ЕСН. С 01.01.2010, если подобная выплата в пользу работника составит более 4000 руб., сумма превышения должна облагаться взносами, поскольку для целей страховых взносов неважно, уменьшает выплата в пользу физлица базу по налогу на прибыль или нет. 2. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не облагались ЕСН суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. В ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ такого уточнения не содержится, следовательно, вся сумма суточных, выплаченная командированному работнику, не облагается страховыми взносами. Необходимо отметить, что с 2009 г. было отменено нормирование суточных для целей налога на прибыль (абз. 4 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). И несмотря на то, что в пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ изменений не вносилось, нормирование для целей ЕСН также не применялось. Контролирующие органы указывали, что на основании ст. 168 ТК РФ не облагаются ЕСН суточные в размере, установленном локальным нормативным актом организации (Письма Минфина России от 02.02.2009 N 03-04-06-02/6, от 02.02.2009 N 03-04-06-02/5, от 02.03.2009 N 03-04-06-02/15, от 23.03.2009 N 03-04-06-02/20, УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 N 16-15/061727). Вместе с тем для целей НДФЛ нормирование суточных сохраняется (не более 700 руб. за каждый день командировки в пределах РФ и 2500 руб. за каждый день загранкомандировки) (п. 3 ст. 217 НК РФ). Кроме того, в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ внесено следующее дополнение: порядок по оплате расходов командированных работников применяется и в отношении выплат членам совета директоров и другим физлицам, находящимся во властном подчинении организации, которые направляются в командировку для участия в заседании руководящего органа компании. Отметим, что вопрос об обложении ЕСН выплат в пользу указанных лиц до 01.01.2009 был спорным (подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам). 3. В п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в отличие от пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ отсутствует уточнение о том, что к государственным пособиям относятся в том числе пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по беременности и родам. Однако указанные пособия являются обеспечением по обязательному социальному страхованию (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"), поэтому они исключаются из базы для расчета страховых взносов. 4. Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов, только если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения) ребенка. Следует отметить, что до 2010 г. в пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ подобного ограничения не было установлено. 5. До 2010 г. не было единой позиции по вопросу о том, начисляется ли ЕСН на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они проводят отпуск за границей. Сначала Минфин России (Письмо от 09.12.2004 N 03-05-01-04/104) разъяснял, что в данном случае стоимость проезда к месту проведения отпуска за пределами РФ и обратно не уменьшает базу по налогу на прибыль и в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ не облагается ЕСН. Затем мнение финансового ведомства изменилось, оно указывало следующее: если работник следует в отпуск воздушным транспортом, то проезд оплачивается до международного аэропорта, из которого производится вылет, потому что именно пропускной пункт этого аэропорта будет пунктом пропуска через границу РФ (Письмо от 19.08.2005 N 03-05-02-04/159). Однако арбитражные суды приходили к такому выводу: при проведении отпуска за границей работнику оплачивается проезд до ближайшего от государственной границы РФ российского аэропорта. Эта сумма не облагается ЕСН (подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам). Теперь в п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ уточнено, что в случае проведения отпуска работниками, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за пределами территории РФ не облагается страховыми взносами стоимость проезда или перелета, рассчитанная по тарифам от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг. 6. Страховые взносы не начисляются на суммы платежей (взносов), произведенных работодателем по договорам на оказание медицинских услуг сотрудникам, заключаемым на срок не менее года с медицинскими организациями, которые имеют лицензии на оказание медицинских услуг (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Данные суммы вместе со взносами по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, можно будет учитывать при определении базы по налогу на прибыль (см. п. 4 раздела "Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)"). 7. Не облагаются страховыми взносами суммы пенсионных взносов, уплаченные по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   6. Тарифы страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам

   Основное изменение, которое касается плательщиков страховых взносов, - значительное повышение ставок. Это произойдет с 2011 г. (ст. 12, ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Кроме того, уплачивать страховые взносы по общеустановленным тарифам придется и плательщикам, применяющим УСН или ЕНВД. А на 2010 г. в ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для плательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц (организаций, индивидуальных предпринимателей и физлиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями), установлены следующие тарифы страховых взносов: - в Пенсионный фонд РФ - 20 процентов. Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов. В отношении лиц 1966 года рождения и старше взносы полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а по лицам 1967 года рождения и младше они распределяются следующим образом: 14 процентов - на страховую и 6 процентов - на накопительную часть трудовой пенсии; - в Фонд социального страхования РФ - 2,9 процента; - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1 процента; - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента. Таким образом, в целом плательщики, производящие выплаты и начисляющие иные вознаграждения физлицам, должны перечислить в страховые фонды 26 процентов взносов за каждого работника с суммы, не превышающей 415 000 руб., которая исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Повторимся, что использование регрессивной шкалы не предусмотрено. А если выплаты в пользу работника превысят 415 000 руб. (рассчитанных нарастающим итогом с начала года), то страховые взносы с суммы превышения взиматься не будут. В 2010 г. общая сумма страховых взносов останется прежней (в размере 20 процентов) для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями или имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (п. 1 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Причем согласно пп. 1 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ для лиц 1966 года рождения и старше предусмотрено, что вся сумма пенсионных взносов (15,8 процента) перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются следующим образом: 9,8 процента - на страховую и 6 процентов - на накопительную часть трудовой пенсии. Пониженный тариф (по сравнению с ожидаемым в 2011 г.) установлен для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД. В 2010 г. они должны заплатить страховой взнос только в ПФР по ставке 14 процентов (п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в отношении лиц 1966 года рождения и старше предусмотрено, что взносы полностью (14 процентов) перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются так: 8 процентов - на страховую и 6 процентов - на накопительную часть трудовой пенсии. Аналогичный тариф (14 процентов в ПФР) в 2010 г. применяют лица, использующие труд инвалидов, а также общественные организации инвалидов. Напомним, что ранее в ст. 239 НК РФ была установлена льгота по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физлицам-инвалидам, а также для общественных организаций инвалидов и учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, научных и иных социальных целей, собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов: не облагались ЕСН выплаты каждому работнику-инвалиду в пределах 100 000 руб. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (аналогично правилу пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, применявшемуся для целей ЕСН) пониженный тариф не распространяется на плательщиков, которые занимаются производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 762. Данный перечень полностью идентичен применявшемуся ранее для целей ЕСН (см. Постановление Правительства РФ от 22.11.2000 N 884). В нем указаны автомобильные шины, продукция цветной и черной металлургии (кроме вторсырья и метизов), драгоценные камни и драгметаллы, меховые изделия, икра осетровых и лососевых рыб, деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, несколько других видов товаров. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, должны перечислять 10,3 процента взносов в ПФР (п. 3 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Согласно пп. 3 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ для лиц 1966 года рождения и старше предусмотрено, что вся сумма пенсионных взносов (10,3 процента) перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются следующим образом: 4,3 процента - на страховую и 6 процентов - на накопительную часть трудовой пенсии.

   О перечне товаров, при производстве или реализации которых пониженные тарифы страховых взносов не применяются

   Говоря об утверждении Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 762 данного перечня, необходимо отметить следующее. Пониженные тарифы взносов на 2010 г. установлены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, и помимо специализированных организаций инвалидов в перечне поименованы и другие категории плательщиков, на которых распространяются льготные тарифы. К ним относятся в том числе все организации и предприниматели, применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД, а также все плательщики страховых взносов, которые производят выплаты инвалидам I, II или III группы. Все эти категории плательщиков взносов перечислены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сплошным текстом, через запятую, а в конце пункта указано исключение, для которого пониженные ставки не действуют: это плательщики страховых взносов, которые занимаются производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров по утвержденному Правительством РФ перечню. Из-за несовершенства юридической техники законодателя возникает вопрос: распространяется ли это исключение на всех плательщиков взносов, перечисленных в данном пункте, или же только на специализированные организации инвалидов? Формально получается, что любые плательщики ЕНВД или лица, применяющие УСН, а также организации, которые имеют в штате работников-инвалидов, теряют право применять льготные тарифы, если они производят либо (что гораздо чаще встречается на практике) реализуют товары из этого перечня. То есть продуктовый магазин - плательщик ЕНВД, торгующий в том числе икрой или рыбными деликатесами, или же перешедший на УСН автосервис, который продает автомобильные шины, применять льготные тарифы не смогут. Пониженные тарифы взносов на 2011 - 2014 гг. установлены в ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, о специализированных организациях инвалидов и об упомянутом перечне речь идет в п. 4 ч. 1 данной статьи. Однако в этом пункте специализированные организации инвалидов также через запятую перечислены вместе со всеми иными плательщиками взносов, которые производят выплаты работникам-инвалидам. Так что в 2011 - 2014 гг. подобный вопрос не будет возникать у налогоплательщиков, перешедших на УСН или уплату ЕНВД, но останется актуальным для всех работодателей, у которых есть работники-инвалиды. Безусловно, если подходить к проблеме с точки зрения логики и здравого смысла, упомянутые ограничения должны применяться только для специализированных организаций инвалидов. В самом п. 2 ч. 2 ст. 57, а также п. 4 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ прямо указано, что Правительство РФ утверждает данный перечень товаров по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов, следовательно, именно в отношении специализированных организаций инвалидов он и должен применяться, как это было раньше в случае со льготами по ЕСН. Поэтому при возникновении претензий в отношении применения пониженных ставок сборов у плательщиков есть все шансы отстоять свою точку зрения в суде. Однако конструкция нормы дает формальные основания для того, чтобы требовать соблюдения этих условий для применения пониженных тарифов взносов от всех перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ категорий плательщиков (как имеющих отношение к специализированным организациям инвалидов, так и нет). Остается надеяться, что по данному вопросу Минздравсоцразвития России выпустит благоприятные для плательщиков взносов разъяснения. При этом самый лучший вариант - внесение законодателем соответствующих уточнений в п. 2 ч. 2 ст. 57 и п. 4 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

   7. Размер страховых взносов для плательщиков, которые не производят выплаты физическим лицам

   Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплаты физлицам), определяют размер взносов, исходя из стоимости страхового года. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12. Тарифы для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов аналогичны тем, которые установлены для плательщиков, производящих выплаты физлицам (ч. 4 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Поэтому формулы для расчета размера страховых взносов в 2010 г. выглядят следующим образом: - в Пенсионный фонд РФ - МРОТ x 20 процентов x 12. При этом согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в отношении лиц 1967 года рождения и младше взносы распределяются следующим образом: 14 процентов - на страховую и 6 процентов - на накопительную часть трудовой пенсии; - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - МРОТ x 1,1 процента x 12; - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - МРОТ x 2 процента x 12. Плательщики, которые не производят выплаты физлицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом указанные плательщики вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивать за себя взносы в ФСС России (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Порядок уплаты страховых взносов в данном случае утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 790. Поскольку МРОТ на 2010 г. в настоящее время не установлен, рассчитать налоговую нагрузку для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов невозможно. Однако с уверенностью можно сказать, что она значительно увеличится. Причем следует обратить внимание на одну особенность. В ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для плательщиков, производящих выплаты (перечисляющих иные вознаграждения) физлицам, установлено, что суммы страховых взносов они определяют в полных рублях (значения менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля). При этом в ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, которая регулирует порядок исчисления страховых взносов плательщиками, не производящими выплаты физлицам, условия об округлении перечисляемых взносов до полных рублей нет. Поэтому взносы в соответствующие фонды индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы уплачивают без округления. Если данные плательщики взносов начинают вести предпринимательскую деятельность в середине календарного года, то при расчете взносов учитывается количество календарных месяцев осуществления деятельности, а также количество дней месяца, в котором индивидуальный предприниматель был зарегистрирован (было выдано удостоверение адвоката; лицо было наделено полномочиями нотариуса) (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   8. Порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками, которые производят выплаты физическим лицам

   В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ уплата страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физлиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов (ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС). При этом перечисляемые в Фонд социального страхования РФ взносы (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду социального страхования в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же - расчетный период). В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца уплачивается ежемесячный обязательный платеж. Он определяется исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных физлицам с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и установленных тарифов. При этом из полученной суммы вычитаются ежемесячные обязательные платежи, которые перечислены с начала календарного года по предшествующий календарный месяц (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма страховых взносов определяется в полных рублях (значения менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля). Аналогичное правило округления сумм, перечисляемых в бюджет и внебюджетные фонды, содержалось в абз. 2 п. 4 ст. 243 НК РФ. Финансовое ведомство предлагало два варианта: вести первичный учет показателей по каждому физическому лицу в целых рублях, округляя их уже при заполнении индивидуальных и сводных карточек, либо показатели из сводных карточек округлять до целых рублей после суммирования в целом по организации (Письмо от 17.03.2008 N 03-04-06-02/31). Однако в абз. 2 п. 4 ст. 243 НК РФ говорилось, что в полных рублях определяется сумма налога (авансовых платежей по налогу), подлежащая перечислению в федеральный бюджет и соответствующие государственные внебюджетные фонды. То есть речь шла об итоговой сумме по декларации (расчету авансовых платежей). Полагаем, что при округлении сумм страховых взносов в соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует руководствоваться той же логикой и округлять до целых рублей сумму взносов, определенную в целом по организации. Случаи, в которых обязанность по уплате страховых взносов признается либо не признается исполненной плательщиком (ч. 5, 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), аналогичны установленным в отношении налогов (п. п. 3, 4 ст. 45 НК РФ).

   9. Порядок представления отчетности плательщиками страховых взносов, которые производят выплаты физическим лицам

   С 2010 г. плательщики, производящие выплаты физлицам, подают расчеты по страховым взносам в территориальные органы ПФР и ФСС (по месту своего учета). Причем расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (в ПФР) представляется до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (т.е. до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года соответственно). Срок сдачи расчетов по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС) остался прежним - до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом, т.е. до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января следующего года (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Как отмечалось ранее, отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же - расчетный период) (ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Необходимо отметить, что представление расчетов отдельно по итогам расчетного периода (календарного года) не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик обязан четыре раза в год в указанные сроки. Формы расчетов должны быть утверждены Минздравсоцразвития России. В 2010 г. плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет более 100 человек, а также вновь созданные организации, у которых количество сотрудников превышает установленный предел, подают расчеты только в электронной форме с электронной цифровой подписью (ст. 61 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 2011 г. указанное ограничение численности сотрудников будет снижено со 100 до 50 человек (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Порядок представления расчетов обособленными подразделениями, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, не изменен. Так же, как и в период уплаты ЕСН, указанные обособленные подразделения исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов и представлению расчетов по месту своего нахождения (ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Изменен срок представления отчетности в случае прекращения деятельности организации (в связи с ликвидацией) либо индивидуального предпринимателя (ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если до 2010 г. ее необходимо было направлять в течение пяти дней после подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности (п. 9 ст. 243 НК РФ), то теперь расчеты представляются до дня подачи указанного заявления. Еще одно важное дополнение в ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ касается уплаты страховых взносов, а также представления расчетов в случае реорганизации организации: правопреемники обязаны перечислить взносы и подать расчеты за реорганизованное юрлицо независимо от того, были ли им известны до завершения реорганизации факты или обстоятельства неисполнения либо ненадлежащего исполнения реорганизованным лицом обязательств по уплате страховых взносов. Установленный в ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ порядок внесения изменений в расчет при обнаружении факта неотражения (неполноты отражения) сведений, а также ошибок, приводящих и не приводящих к занижению сумм страховых взносов, в целом повторяет общеустановленный порядок изменения налоговых деклараций (ст. 81 НК РФ). В отношении страховых взносов (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), в отличие от налогов (п. 3 ст. 81 НК РФ), не предусмотрено освобождение от ответственности, если уточненная декларация представлена по истечении срока подачи первоначальной, но до истечения срока уплаты налога и до того, как налоговые органы обнаружили ошибку или назначили выездную проверку. Сроки представления отчетности для индивидуального (персонифицированного) учета Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В 2010 г. отчетными периодами признаются полугодие и календарный год, соответственно, сведения о застрахованных лицах страхователю необходимо подать в ПФР до 1 августа 2010 г. и 1 февраля 2011 г. (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). А с 2011 г. сведения должны будут подаваться ежеквартально до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года соответственно (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Напомним, что до 2010 г. сведения о каждом застрахованном лице страхователь представлял один раз в год не позднее 1 марта.

   10. Сроки уплаты страховых взносов и представления отчетности плательщиками, которые не производят выплаты физическим лицам

   Для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой (плательщиков, не производящих выплаты физлицам), в ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено следующее: уплатить взносы за расчетный период (календарный год) они обязаны не позднее 31 декабря текущего года отдельными расчетными документами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Расчет по взносам подается в территориальный орган ПФР до 1 марта следующего года по форме, которая должна быть утверждена Минздравсоцразвития России. Изменен срок представления отчетности при прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем (ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если до 2010 г. ее необходимо было направлять в течение пяти дней после подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности (п. 8 ст. 244 НК РФ), то с 2010 г. расчеты представляются до дня подачи указанного заявления. В этом случае страховые взносы надо уплатить в срок не позднее 15 календарных дней с момента подачи расчета за период с начала календарного года по день представления указанного расчета включительно (ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Установленный в ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ порядок внесения изменений в расчет при обнаружении факта неотражения (неполноты отражения) сведений, а также ошибок, приводящих и не приводящих к занижению сумм страховых взносов, повторяет общеустановленный порядок изменения налоговых деклараций (ст. 81 НК РФ). Сроки представления отчетности для индивидуального (персонифицированного) учета С 2011 г. физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, должны представлять в ПФР сведения о себе до 1 марта следующего года (соответствующие изменения внесены в абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). На настоящий момент этот срок определен только в п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318). Поэтому вопрос о привлечении к ответственности предпринимателя за подачу сведений с нарушением срока в 2010 г. остается спорным. В большинстве решений суды приходили к выводу, что физлица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, не привлекаются к ответственности за несвоевременное представление сведений, так как срок их подачи Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен. А распространять срок представления сведений (не позднее 1 марта), который был предусмотрен для страхователей, имеющих наемных работников, на физлиц, самостоятельно уплачивающих взносы, неправомерно. Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам.

   11. Страховые взносы не считаются уплаченными, если в платежном поручении указан неверный КБК

   Необходимо указать одну важную особенность в порядке исполнения обязанности по уплате страховых взносов: она не считается исполненной, если в платежном поручении указан неверный КБК (п. п. 1, 3 ч. 5, п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Следует отметить, что в отношении перечисления ЕСН (до 2010 г.) и иных налогов такого основания для признания налога неуплаченным, как неправильное указание КБК, в ст. 45 НК РФ не содержится. Финансовое ведомство отмечает, что в случае ошибки в указании КБК налогоплательщик вправе подать заявление об уточнении платежа (Письма от 04.05.2009 N 03-02-07/1-217, от 17.06.2008 N 03-02-07/1-288). Арбитражные суды подтверждают, что в данной ситуации налогоплательщик считается исполнившим обязанность по уплате налога (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 30.03.2009 N Ф03-1121/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 18.08.2008 N А38-407/2008-4-53, ФАС Уральского округа от 19.01.2009 N Ф09-6174/08-С3).

   12. Особенности зачета или возврата страховых взносов, пеней и штрафов

   Процедура зачета и возврата сумм излишне уплаченных взносов несколько иная, чем предусмотренная в ст. 78 НК РФ. Во-первых, зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда невозможен (ч. 21 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). То есть переплату, например, в ФСС можно зачесть только в счет будущих платежей в этот же фонд. Возврат излишне уплаченных пенсионных взносов также не производится, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этих взносах представлены плательщиком в составе сведений персонифицированного учета и разнесены фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (ч. 22 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Во-вторых, Минздравсоцразвития России должны быть утверждены формы следующих документов: - заявления плательщика о зачете излишне уплаченной суммы взносов (ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ); - заявления плательщика о возврате излишне уплаченной суммы взносов (ч. 11 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ); - заявления плательщика о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов (ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ); - решения органа контроля о зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы взносов, пеней и штрафов (ч. 7 ст. 26, ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). То есть плательщик не может подать заявление о зачете или возврате взносов в произвольной форме. В-третьих, в нормах о начислении процентов на сумму взносов, подлежащих уплате плательщику при просрочке органом контроля срока возврата излишне уплаченных взносов либо в случае возврата излишне взысканных взносов, пеней и штрафов, уточняется, что процентная ставка принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в соответствующие дни (ч. 17 ст. 26, ч. 9 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   13. Другие особенности в порядке исполнения обязанности по уплате страховых взносов

   Остановимся еще на некоторых особенностях, на которые плательщикам страховых взносов следует обратить внимание: 1) Решения о взыскании недоимки по страховым взносам (пеней и штрафов) за счет денежных средств плательщика либо за счет иного имущества оформляются по соответствующим формам, которые должны быть утверждены Минздравсоцразвития России (ч. 4 ст. 19, ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). 2) Порядок признания безнадежными ко взысканию и списания недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 (ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Перечень оснований для признания недоимки и задолженности аналогичен перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 в отношении федеральных налогов: ликвидация организации, признание индивидуального предпринимателя банкротом и смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим. К сожалению, так же как и в случае с федеральными налогами, истечение сроков на взыскание недоимки к этим основаниям не относится. Иначе говоря, даже когда возможность принудительного взыскания недоимки уже будет утрачена, эта недоимка будет по-прежнему числиться за плательщиком взносов. 3) В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение пяти дней банки обязаны сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов (ПФР и ФСС) об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя. Согласно п. 1 ст. 86 НК РФ такую информацию банкам необходимо представлять и в налоговый орган. В свою очередь плательщики тоже обязаны сообщать об открытии (закрытии) счета не только в налоговый орган (пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ), но и в ПФР и ФСС (п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Но в отличие от банков эту обязанность они исполняют в течение семи дней. 4) В ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлены случаи, когда плательщику страховых взносов не начисляются пени на сумму недоимки: если по решению суда приостановлены операции плательщика в банке или наложен арест на его имущество. В отличие от аналогичной нормы Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 75) уважительной причиной для неначисления пеней также является решение налогового органа. Однако органам контроля за уплатой страховых взносов не предоставлено право приостанавливать операции по счету плательщика и налагать арест на его имущество (ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   14. Права и обязанности органов контроля за уплатой взносов

   В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органами контроля за уплатой страховых взносов являются: - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (уплачиваемых в ПФР) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования) - Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы; - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (уплачиваемых в ФСС) - Фонд социального страхования РФ. По сравнению с правами и обязанностями налоговых органов (ст. ст. 31 и 32 НК РФ) права и обязанности органов контроля за уплатой взносов несколько ограничены, но есть и некоторые дополнения. Так, органы контроля лишены возможности: - производить выемку документов у плательщика, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; - приостанавливать операции по счетам плательщика взносов в банках или налагать арест на имущество плательщика; - определять расчетным путем суммы взносов при непредставлении в течение более двух месяцев органу контроля необходимых для расчета документов; - привлекать для проведения контроля специалистов, экспертов и переводчиков; - вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения контроля; - заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности. Вместе с тем органы контроля вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для контроля за выполнением банками установленных данным Законом обязанностей (п. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Согласно дополнениям в ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей кредитные учреждения выдают в том числе ПФР и ФСС. Отметим, что в соответствии с указанной статьей такие справки могут получать и налоговые органы, хотя в ст. 31 НК РФ корреспондирующей нормы нет. Кроме того, органы контроля могут обращаться в налоговую службу с заявлением о признании плательщика несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов (п. 10 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   15. Контроль за уплатой страховых взносов

   Как отмечалось ранее, контроль за исчислением и уплатой взносов теперь осуществляют Пенсионный фонд РФ (в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование) и Фонд социального страхования РФ (в отношении взносов на обязательное социальное страхование). Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ указанные органы контроля имеют право проводить камеральные и выездные проверки плательщиков взносов. Положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, касающиеся проведения контрольных мероприятий, в целом аналогичны порядку проведения налогового контроля (ч. I НК РФ). Обратим внимание лишь на некоторые ключевые аспекты: 1) Камеральная проверка проводится без специального решения руководителя органа контроля на основе расчета, представленного плательщиком. Период ее проведения ограничен тремя месяцами со дня представления расчета (ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В ходе камеральной проверки ФСС одновременно вправе проверить правильность уплаты страховых взносов, осуществления расходов на выплату застрахованным лицам обеспечения в связи с временной нетрудоспособностью и с материнством. Если по итогам камеральной проверки нарушений не выявлено, то акт проверки не составляется и о результатах проверки плательщику не сообщается. 2) Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля. Причем территориальные органы ПФР и ФСС должны разработать ежегодные планы проверок, в соответствии с которыми они будут совместно осуществлять контроль за соблюдением законодательства плательщиком страховых взносов (ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В рамках выездной проверки может быть рассмотрен период не более трех лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Проверка проводится не чаще чем раз в три года и длится не более двух месяцев со дня вынесения решения о ее назначении. В ходе выездной проверки органы контроля одновременно вправе оценить полноту уплаты страховых взносов, правомерность расходов на выплату застрахованным лицам обеспечения в связи с временной нетрудоспособностью и с материнством (полномочие ФСС), а также рассмотреть документы, связанные с предоставлением сведений индивидуального учета застрахованных лиц (полномочие ПФР). Формы решений органа контроля о приостановлении и возобновлении проведения выездной проверки должны быть утверждены Минздравсоцразвития России. И еще одно замечание: в отличие от порядка проведения выездных налоговых проверок (ст. 89 НК РФ) проведение повторной выездной проверки плательщиков страховых взносов не предусмотрено. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ если от застрахованного работника поступает жалоба на отказ в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение размера страхового обеспечения, то территориальный орган ФСС вправе провести внеплановую выездную проверку обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. По результатам проверки руководитель (или его заместитель) органа контроля выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности по утвержденной Минздравсоцразвития России форме, которое вступает в силу через 10 дней со дня его вручения проверяемому лицу (ч. 8, 11 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Согласно ч. 13 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ копия решения вручается плательщику (под расписку или иным способом) в течение пяти дней с момента его вынесения. При этом если оно направляется по почте заказным письмом, то считается полученным по истечении шести дней с даты отправки. Следует отметить, что в п. 13 ст. 101 НК РФ не уточняется дата вручения копии решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в случае направления его по почте, поэтому данный вопрос для налогоплательщиков остается спорным (см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2009 года).

   16. Особенности привлечения к ответственности за непредставление расчета по страховым взносам

   За непредставление расчетов по взносам в установленный срок в ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена следующая ответственность: - до 180 дней просрочки - штраф в размере 5 процентов подлежащей уплате суммы взносов за каждый месяц со дня, установленного для представления расчета, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.; - свыше 180 дней - штраф в размере 30 процентов подлежащей уплате суммы взносов на основе соответствующего расчета и 10 процентов указанной в расчете суммы взносов за каждый месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб. Следует обратить внимание, что согласно указанной статье срок непредставления расчета считается в календарных днях, тогда как в соответствии с Налоговым кодексом РФ такой срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1, ст. 119 НК РФ). Кроме того, в НК РФ не указана минимальная сумма штрафа в случае представления декларации по истечении 180 дней (п. 2 ст. 119 НК РФ), т.е. если плательщик ЕСН подавал "нулевую" декларацию после установленного НК РФ срока в период, превышающий 180 рабочих дней, то штраф на основании п. 2 ст. 119 НК РФ не мог быть взыскан. Однако данный вопрос был спорным (подробнее об этом по аналогичному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС). Теперь же за представление расчета по взносам с нулевой суммой после 180 календарных дней предусмотрена ответственность в виде минимальной суммы штрафа (1000 руб.). Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ также внесены изменения в КоАП РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ за непредставление в установленные сроки расчетов по страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. привлекаются должностные лица (за исключением предпринимателей без образования юридического лица). Следует отметить, что ответственность, аналогичная предусмотренной за непредставление расчетов (до 180 календарных дней просрочки - штраф не менее 100 руб., а свыше 180 дней - штраф не менее 1000 руб.), предусмотрена за неподачу в установленный срок отчетности по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Еще раз подчеркнем, что отчетными периодами по страховым взносам признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год, а поскольку плательщики, производящие выплаты и перечисляющие иные вознаграждения физлицам, сдают расчеты именно по итогам отчетных периодов (ст. 10, ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), то за непредставление расчета по итогам каждого квартала плательщик страховых взносов может быть привлечен к ответственности по ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Плательщикам взносов также необходимо обратить внимание на то, что сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, необходимо обеспечивать в течение шести лет (п. 6 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), а не четырех, как в отношении данных и документов бухгалтерского и налогового учета, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). При этом срок давности для привлечения к ответственности как по налоговым правонарушениям, так и в отношении правонарушений по страховым взносам составляет три года с момента его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого оно было совершено, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности (п. 1 ст. 113 НК РФ и ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

   17. Особенности обжалования актов органов контроля за уплатой страховых взносов

   Обжалование актов органов контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц имеет некоторые особенности. Так, Налоговый кодекс РФ с 2009 г. для решений о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения предусматривает обязательное досудебное обжалование (ст. 101.2 и п. 1 ст. 138 НК РФ). Однако плательщик страховых взносов может обжаловать данные решения в вышестоящий орган и в суд одновременно (ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Кроме того, в ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусмотрено, что при обжаловании актов органов контроля судом или вышестоящим органом контроля данные акты могут быть приостановлены. Следовательно, решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вступившие в силу, не приостанавливаются в случае его обжалования плательщиком взносов.

   К оглавлению | Далее

  








Copyright © 2002-20 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"