Пресс-служба компании "Консультант Плюс"
С 2009 года вступают в силу три новых Приказа Минфина России - N 106н, N 107н от 06.10.2008 и N 116н от 24.10.2008, которыми вводятся в действие сразу четыре новых бухгалтерских стандарта:
- ПБУ 1/2008 - "Учетная политика организации";
- ПБУ 2/2008 - "Учет договоров строительного подряда";
- ПБУ 15/2008 - "Учет расходов по займам и кредитам ";
- ПБУ 21/2008 - "Изменения оценочных значений".
Коротко расскажем о каждом из них.
ПБУ 1/2008
По сравнению с ПБУ 1/98 существенных изменений новое ПБУ не претерпело, однако в нем появились некоторые новшества. Так, теперь организация может помимо отечественных ПБУ ориентироваться на МСФО в случае, если в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета по конкретным вопросам.
Изменение учетной политики может производиться не только с начала года, но и с другой даты, если есть причины для такого изменения.
Введены понятия: ретроспективный и перспективный методы отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменений в учетной политике и подробно изложен порядок применения ретроспективного метода. Но эти правки не являются новеллами, так как фактически данные методы применялись на практике и раньше в соответствии с ПБУ 1/98.
ПБУ 2/2008
Это ПБУ применяется только подрядчиками (субподрядчиками) по строительным договорам и исполнителями по договорам, неразрывно связанным со строящимся объектом (например, по инженерно-техническому проектированию).
В отличие от ранее действовавшего ПБУ 2/94 новым положением установлена обязанность организаций признавать на отчетную дату выручку по договорам, длящимся более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы, вне зависимости от завершения работ и принятия их заказчиками. Определен порядок формирования доходов (выручки) и расходов по договору. В частности, выручка формируется с учетом претензий, предъявляемых заказчику, а расходы могут уменьшаться на суммы, вырученные от продажи излишних строительных материалов, или на арендную плату за временно не используемую в строительстве технику.
ПБУ 15/2008
В отличие от ПБУ 15/01:
из состава расходов, связанных с выполнением заемных обязательств, исключены курсовые разницы, относящиеся к процентам по займам и кредитам, выраженным в иностранной валюте (условных денежных единицах). Поэтому такие курсовые разницы теперь учитываются в общем порядке, установленном ПБУ 3/2006;
проценты по кредитам и займам, использованным для предварительной оплаты материальных ценностей (работ, услуг), в общеустановленном порядке включаются в состав прочих расходов. Напомним, что раньше эти проценты формировали стоимость приобретаемых ценностей (работ, услуг);
дополнительные затраты по займам и кредитам с 1 января 2009 г. однозначно признаются прочими расходами (возможность их капитализации исключена);
расширен перечень инвестиционных активов. Помимо основных средств и имущественных комплексов к таким активам отнесены и другие внеоборотные активы, подготовка к предполагаемому использованию которых требует длительного времени и существенных расходов;
проценты по займам и кредитам, использованным на приобретение инвестиционного актива, теперь включаются в его стоимость независимо от того, будет данный актив впоследствии амортизироваться или нет.
ПБУ 21/2008
В отличие от предыдущих это ПБУ не имеет предшественников. В нем вводится определение понятия "изменение оценочного значения" и устанавливаются требования по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации о таких изменениях. Но само это понятие не является новым для российского бухгалтерского учета.
Так, организации и раньше обязаны были создавать оценочные резервы, руководствуясь требованием осмотрительности к ведению бухгалтерского учета, что в соответствии с ПБУ 21/2008 признается изменением оценочных значений. Уже по состоянию на конец 2008 года организации были обязаны проверить срок полезного использования и способ начисления амортизации по НМА (исходя из требований ПБУ 14/2008), отразив возникающие в связи с этим корректировки как изменения в оценочных значениях.
То есть можно сказать, что ПБУ 21/2008 имеет разъясняющий, систематизирующий и структурирующий характер по отношению к существующим нормативным актам по бухгалтерскому учету.
Подводя итог, отметим, что нововведений довольно много, поэтому у бухгалтера в и без того сложный период подготовки годового отчета могут возникнуть вопросы по применению новых стандартов на практике. Ответы на них можно будет найти с помощью системы КонсультантПлюс, которая содержит актуальную для финансовых специалистов информацию.
(По материалам бюллетеня "Консультант Плюс")