Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс
Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"


Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Обзор изменений системы государственных закупок. Ч. 1-3



   8 апреля 2013 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" был опубликован Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Большая часть положений Закона N 44-ФЗ вступит в силу 1 января 2014 г., отдельные положения - в более поздние сроки. Полностью данный Закон начнет действовать с 1 января 2017 г.

   Закон N 44-ФЗ будет регулировать отношения по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - госзакупки, закупки), он заменит Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

   Согласно Закону N 44-ФЗ предусмотрены значительные изменения правил осуществления госзакупок. Поправки затрагивают как деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников госзакупок. В России будет создана контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система), которая включает участников контрактной системы и осуществляемые ими действия, направленные на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. Закон N 44-ФЗ будет регулировать госзакупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности. Впрочем, значительная часть положений Закона N 94-ФЗ сохранена в новом Законе N 44-ФЗ в той или иной форме.

   В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно Закону N 44-ФЗ вводятся новые, например конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Открытый аукцион будет проводиться только в форме электронного аукциона.

   Изменятся правила определения начальной цены госконтракта, правила оценки заявок на участие в госзакупках, правила изменения и расторжения госконтракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков. Законом N 44-ФЗ установлены особенности исполнения заключенных контрактов.

   Отметим, что многие новые положения Закона N 44-ФЗ могут быть применены только после утверждения необходимых подзаконных актов, большую часть которых потребуется утвердить Правительству РФ. Например, Правительству РФ необходимо будет принять акты, определяющие порядок функционирования единой информационной системы, порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, порядок обоснования закупок.

   Планирование, обоснование и нормирование в контрактной системе (..)

   Планирование

   Согласно Закону N 44-ФЗ каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована. Заказчики будут обязаны утверждать помимо плана-графика, составление которого предусмотрено действующим законодательством (ч. 5.1 ст. 16 Закона N 94-ФЗ), план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете (ст. 17 Закона N 44-ФЗ). Данные требования Закона N 44-ФЗ вступают в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 114 Закона N 44-ФЗ).

   В планах закупок будут указываться цели осуществления закупок, устанавливаться наименование, описание и объем закупаемых объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, объемы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения.

   План закупок будет формироваться в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждаться в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством.

   Согласно планам закупок заказчики будут обязаны формировать планы-графики (ч. 2 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Планы-графики - основание для осуществления закупок: заказчик вправе осуществить закупку, только если она включена в план-график (ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Требование об осуществлении закупок только в соответствии с утвержденными планами-графиками вступает в силу с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона N 44-ФЗ).

   Согласно Закону N 44-ФЗ заказчики должны вносить в планы-графики, среди прочего, следующие сведения в отношении каждой закупки:

   - определенные условия контрактов, включая подробные требования к объектам закупок;

   - способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обоснование его выбора;

   - размер предоставляемого обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта.

   Кроме того, Законом N 44-ФЗ определены случаи обязательного изменения плана-графика. Например, это ситуация, когда вносятся коррективы в план закупок. Другие случаи изменения плана-графика перечислены в ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ. Если первичные закупки будут признаны несостоявшимися, то повторные закупки можно будет провести только после внесения изменений в план-график (например, ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).

   Отметим, что действующий Закон N 94-ФЗ также обязывает заказчиков разрабатывать и публиковать планы-графики. Они подлежат изменению в случаях, перечисленных в п. 15 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27.12.2011 <*>. Часть 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ устанавливает перечень таких случаев на уровне федерального закона и уточняет его. В частности, план-график будет подлежать изменению в случае увеличения или уменьшения цены контракта независимо от объема такого увеличения (уменьшения).

   <*> Приказ Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27.12.2011 "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков".

   Обоснование закупок

   В соответствии с Законом N 44-ФЗ заказчикам необходимо обосновывать каждую свою закупку. Обоснование закупок будет осуществляться при формировании плана закупок и плана-графика. Оно заключается в установлении соответствия планируемых закупок целям их осуществления и требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе. Нормы об обосновании закупок вступают в силу с 1 января 2015 г.

   Цели госзакупок должны определяться с учетом ст. 13 Закона N 44-ФЗ. В данной статье предусмотрено, что закупки осуществляются для обеспечения федеральных, региональных и муниципальных нужд, а именно:

   - для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;

   - для исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация (за исключением исполняемых в соответствии с государственными программами, перечисленными в предыдущем пункте);

   - для выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов (за исключением функций и полномочий, перечисленных в предыдущих пунктах).

   В планах закупки необходимо обосновывать, каким именно образом объект госзакупки послужит достижению целей закупок. В планах-графиках будет обосновываться начальная (максимальная) цена контракта и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

   Отметим, что этим существенно расширены требования к обоснованию закупок, поскольку согласно Закону N 94-ФЗ заказчики должны обосновывать только начальную (максимальную) цену контракта при осуществлении каждой конкретной закупки (см., например, п. 4.4 ч. 4 ст. 22, п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6, п. 8 ст. 43 Закона N 94-ФЗ).

   Если закупка будет признана необоснованной в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, должны выдать предписание об устранении выявленного нарушения и привлечь виновных лиц к административной ответственности (ч. 6 ст. 18 Закона N 44-ФЗ).

   Нормирование

   Законом N 44-ФЗ установлено, что товары, работы и услуги, приобретаемые для государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать эти нужды, но не должны иметь избыточных потребительских свойств и являться предметами роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

   Нормирование в сфере закупок представляет собой установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) определение нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Такое нормирование будет осуществляться следующим образом.

   Во-первых, Правительство РФ должно будет утвердить общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании, их содержанию, а также общие требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков (ч. 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

   Во-вторых, на основании общих требований высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ и местные администрации будут устанавливать свои правила нормирования. Правила нормирования для обеспечения федеральных нужд будут устанавливаться Правительством РФ (ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

   В-третьих, на основании перечисленных правил нормирования государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также госкорпорация "Росатом" утвердят требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов, госкорпорации. Такие требования будут устанавливаться в отношении товаров (работ, услуг), закупаемых самими органами и госкорпорацией, их территориальными органами (подразделениями), а также подведомственными им заказчиками (ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

   Общественное обсуждение закупок

   В соответствии с Законом N 44-ФЗ Правительство РФ установит случаи обязательного общественного обсуждения закупок и порядок его проведения (ст. 20 Закона N 44-ФЗ). Такое обсуждение должно начинаться с даты размещения планов закупок в единой информационной системе (ч. 1 ст. 20 Закона N 44-ФЗ), а заканчиваться не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Осуществлять закупки, подлежащие общественному обсуждению, без проведения такого обсуждения будет запрещено.

   В законодательстве субъектов РФ, а также в муниципальных правовых актах могут быть установлены иные случаи проведения общественного обсуждения закупок для обеспечения региональных или муниципальных нужд соответственно.

   Нормы об обязательном общественном обсуждении закупок вступают в силу с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона N 44-ФЗ). В 2014 и 2015 гг. будет действовать правило, согласно которому общественному обсуждению подлежат закупки, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд руб. (п. 5 ч. 3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). В данный период законодательством субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами могут быть также установлены иные случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения соответственно региональных и муниципальных нужд.

   Закон N 44-ФЗ предусматривает возможность внесения изменений в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках, а также отмены закупок по результатам обязательного общественного обсуждения (ч. 3 ст. 20 Закона N 44-ФЗ).

   Отметим, что в настоящее время в Законе N 94-ФЗ не закреплена обязанность проводить общественное обсуждение каких бы то ни было закупок. Однако практика такого обсуждения существует в системе госзаказа. Так, Правительство РФ в Письме от 02.08.2012 N АД-П13-4450 "О применении Порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд рублей" рекомендовало федеральным, региональным и муниципальным заказчикам проводить общественное обсуждение закупок на сумму свыше 1 млрд руб. В настоящее время общественное обсуждение таких закупок может осуществляться в два этапа в соответствии с разработанным Минэкономразвития России порядком, приведенным в названном Письме Правительства РФ.

   Единая информационная система (..)

   В Законе N 44-ФЗ предусмотрено создание единой информационной системы, содержащей данные обо всех этапах госзакупок, начиная с планирования. Единая информационная система будет, с одной стороны, инструментом сбора сведений в сфере госзакупок, с другой стороны - инструментом контроля за взаимным соответствием сведений в различных документах (например, соответствием информации в плане-графике и в плане закупок).

   В эту систему будут включены документы по планированию закупок и по реализации планов закупок, информация о закупках и об исполнении контрактов, а также иные сведения, предусмотренные Законом N 44-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). Круг таких сведений крайне широк. Например, в систему будут вноситься все реестры, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, библиотека типовых условий контрактов, результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Информация будет общедоступна на официальном сайте единой информационной системы.

   Напомним, что сейчас на официальном сайте zakupki.gov.ru для общего доступа бесплатно размещаются сведения о размещении заказа и заключении госконтракта, но не о ходе его исполнения (ч. 6 и 8 ст. 16 Закона N 94-ФЗ).

   Субъекты РФ и муниципальные образования вправе будут создавать региональные и муниципальные информационные системы, однако они должны быть интегрированы с единой информационной системой.

   Большинство норм о единой информационной системе вступает в силу с 1 января 2014 г., однако есть исключения. С 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 114 Закона N 44-ФЗ) в информационной системе должна будет отражаться информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация, полученная в результате размещения заказчиками запросов цен на товары, работы, услуги (п. 16 ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). С 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона N 44-ФЗ) начнут действовать нормы, в соответствии с которыми единая информационная система должна стать инструментом по обеспечению контроля за взаимным соответствием информации, содержащейся в различных документах в сфере закупок (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 44-ФЗ), а также нормы, устанавливающие требования о включении в единую информационную систему планов закупок, планов-графиков, а также информации об их реализации (п. п. 1 - 3 ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). Порядок и сроки ввода единой информационной системы в эксплуатацию установит Правительство РФ. До ввода системы в эксплуатацию информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на сайте zakupki.gov.ru в порядке, определенном Правительством РФ (ч. 5 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

   Новые требования к процедуре заключения и содержанию контрактов (..)

   Закон N 44-ФЗ устанавливает новые требования к описанию объекта закупок, обоснованию начальной цены контракта, обеспечению заявки на участие в закупке, оценке заявок, а также к участникам закупок. Эти требования будут распространяться на все способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

   Требования к участникам закупок

   В Законе N 44-ФЗ установлены требования к участникам закупок независимо от способа определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Требования, которые Закон N 94-ФЗ предъявляет к участникам торгов, практически в неизменном виде (за некоторыми исключениями, о которых будет сказано ниже) включены в ст. 31 Закона N 44-ФЗ, действие которой распространяется на закупки любым способом.

   Были изменены следующие требования:

   - об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ. Теперь при расчете таких сумм не будут учитываться следующие суммы (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ): на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ; по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной; которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

   - об отсутствии участника-юрлица в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

   Установление данного требования теперь будет не правом, а обязанностью заказчика. Более того, он должен будет проверять присутствие в данном реестре не только участника закупки, но и его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

   - об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты (за исключением случаев, когда контракт заключается на создание произведения литературы или искусства, исполнение, на финансирование проката или показа национального фильма). В соответствии с Законом N 44-ФЗ данное требование будет устанавливаться к участникам закупки в обязательном порядке, а не по усмотрению заказчика, как это предусмотрено в п. 1 ч. 2 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

   Кроме того, добавлен ряд новых требований, которые также будут предъявляться ко всем участникам закупок:

   - правомочность участника закупки заключать контракт;

   - отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, являющихся объектом закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

   Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Об этом будет сказано ниже, в разделе о соответствующих видах закупок.

   Если участник закупки или победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не соответствует требованиям, установленным в ч. 1 и 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, то в любой момент до заключения госконтракта его можно будет отстранить от закупки или отказаться от заключения с ним контракта (ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Такое же последствие наступает, если выяснится, что участник закупки предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

   Кроме того, заказчик обязан будет отказаться от исполнения уже заключенного контракта, если обнаружит, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам процедуры закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

   Обратим внимание, что в соответствии с Законом N 94-ФЗ заказчик не наделен подобным правом и контракт с таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть расторгнут только по решению суда (ч. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).

   Сообщение сведений о выгодоприобретателях

   Согласно ч. 19 ст. 34 Закона N 44-ФЗ участник закупки, заключающий контракт с начальной ценой выше установленной Правительством РФ, обязан предоставить заказчику сведения о фамилиях, именах и отчествах следующих физических лиц:

   - своих выгодоприобретателей. Под выгодоприобретателем понимается физическое лицо, которое напрямую или косвенно владеет более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества (ч. 19 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

   - единоличного исполнительного органа хозяйственного общества;

   - членов коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества;

   - руководителя учреждения или унитарного предприятия;

   - иных органов управления юридических лиц участников закупки.

   Такая обязанность участника закупки должна быть указана в заключаемом контракте. Ее невыполнение не влечет автоматической недействительности заключенного контракта, однако суд может признать такой контракт недействительным, если будут доказаны два обстоятельства:

   - руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с перечисленными выше лицами либо являются их близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии), усыновителями или усыновленными, полнородными и неполнородными братьями или сестрами;

   - личная заинтересованность указанных должностных лиц заказчика в заключении и исполнении такого контракта.

   Указанная в ч. 19 ст. 34 Закона N 44-ФЗ информация должна будет представляться участником закупки не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта. В контракте должно быть предусмотрено условие, согласно которому за непредставление такой информации поставщик (подрядчик, исполнитель) несет ответственность в форме взыскания пеней в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты ставки рефинансирования Банка России от цены контракта. Пени подлежат начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства до предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) указанной информации заказчику.

   Описание объектов госзакупок

   Закон N 44-ФЗ содержит единые требования к описанию объекта закупок, которое заказчик дает в документации о закупке, независимо от способа их осуществления (ст. 33 Закона N 44-ФЗ). В Законе N 94-ФЗ данные требования установлены для каждого способа осуществления закупок отдельно (см., например, ст. ст. 22, 34 Закона N 94-ФЗ). В целом правила описания объектов закупки изменились не очень существенно, однако определенные изменения есть. В соответствии с Законом N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер, содержать указания на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при необходимости). В описание объекта закупок не должны включаться сведения о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях и иных способах идентификации конкретного товара или производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупок. Исключение возможно только в случае, если не имеется другого способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Законом N 94-ФЗ, напротив, допускается указание на товарный знак при размещении заказа путем проведения аукциона и запроса котировок (ч. 3 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6, п. 4 ст. 43 Закона N 94-ФЗ). Указание на иные средства индивидуализации товара или производителя по общему правилу также не допускается. В отличие от Закона N 94-ФЗ в Законе N 44-ФЗ отсутствует требование о необходимости указывать в документации о закупке наряду с товарными знаками товаров иностранного происхождения товарный знак эквивалентного товара российского происхождения.

   Нововведением Закона N 44-ФЗ стало то, что описание объекта закупки должно по возможности содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Как установлено в ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика (подробнее см. Обоснование закупок). В ней указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

   Начальная (максимальная) цена контракта

   Обоснование начальной (максимальной) цены контракта Законом N 44-ФЗ регулируется гораздо более подробно, чем Законом N 94-ФЗ. Отметим, что положения о таком обосновании будут действовать и применительно к цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

   Заказчики обязаны будут руководствоваться одним или несколькими из следующих методов обоснования начальной цены контракта:

   - метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);

   - нормативный метод;

   - тарифный метод;

   - проектно-сметный метод;

   - затратный метод.

   Приоритетным является метод сопоставления рыночных цен, остальные могут применяться только в случаях, определенных в ч. 7 - 11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

   При использовании метода сопоставления рыночных цен заказчик устанавливает начальную (максимальную) цену контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ и услуг, планируемых к закупкам, а при отсутствии идентичных товаров, работ и услуг - однородных товаров, работ и услуг.

   Вопрос об идентичности или однородности товаров, работ и услуг заказчик будет решать самостоятельно, руководствуясь методическими рекомендациями, которые должен будет утвердить федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (вероятно, данным органом будет являться Минэкономразвития России).

   В Законе N 44-ФЗ определен только общий подход к тому, какие товары, работы и услуги признаются идентичными, а какие - однородными (ч. 13 - 15 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

   В Законе N 44-ФЗ перечислено, какую информацию о ценах товаров, работ и услуг заказчик может использовать в целях определения начальной (максимальной) цены контракта. Например, это может быть информация об исполненных контрактах, по которым не была взыскана неустойка (штраф, пени), либо информация о котировках на электронных площадках, данные государственной статистической отчетности (ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

   Отметим, что в Законе N 94-ФЗ также содержится требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта, однако в нем в отличие от Закона N 44-ФЗ не определены методы расчета такой цены. Правительство РФ вправе устанавливать подобные требования для отдельных видов товаров, работ, услуг (ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ).

   Обеспечение заявок

   В Законе N 44-ФЗ подробно описаны правила обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов. По Закону N 44-ФЗ установление обеспечения заявок станет обязанностью, а не правом заказчика, как это было установлено в Законе N 94-ФЗ. Соответствующие нормы выделены в отдельную статью (ст. 44 Закона N 44-ФЗ), тогда как в Законе N 94-ФЗ указанные правила содержатся в разных статьях, регулирующих порядок проведения конкурсов и аукционов (например, п. 3 ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 20, ч. 5 ст. 21, ч. 5 ст. 32 Закона N 94-ФЗ).

   Размер обеспечения должен составлять от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, а при проведении аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта не выше 3 млн руб. - 1 процент (п. 14 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

   Допустимы два способа обеспечения заявок: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии. Обеспечение заявок при проведении электронного аукциона может предоставляться только путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

   Для других способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если это будет предусмотрено конкурсной документацией, участники процедур закупок смогут предоставлять обеспечение в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком, который включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, п. 4 ст. 176.1 НК РФ). Гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть внесена в реестр банковских гарантий (ч. 8 ст. 45 Закона N 44-ФЗ). Отметим, что такой реестр появится только после вступления Закона N 44-ФЗ в силу. Закон N 94-ФЗ норм о создании и ведении подобного реестра не содержит.

   В отличие от Закона N 94-ФЗ Законом N 44-ФЗ устанавливаются подробные требования к содержанию банковской гарантии, а также условия ее приема заказчиком в качестве обеспечения (ст. 45 Закона N 44-ФЗ). Например, в банковскую гарантию запрещено будет включать условия о предоставлении гаранту судебных актов, которые подтверждают неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (ч. 4 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

   Если до дня рассмотрения и оценки заявок на счет, указанный заказчиком в документации, не поступили денежные средства, являющиеся обеспечением заявки, то участник конкурса или аукциона признается не представившим обеспечение заявки, даже если он документально подтвердил внесение таких денежных средств (ч. 5 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). Это правило не применяется при проведении электронного аукциона (ч. 5 ст. 44 Закона N 44-ФЗ), в отношении которого установлен особый порядок предоставления обеспечения заявки. При проведении электронного аукциона участник должен перечислить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, на счет оператора электронной площадки в банке.

   Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе блокировать денежные средства в размере обеспечения такой заявки (ч. 18 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

   Отсутствие на указанном счете средств, достаточных для обеспечения заявки, влечет возврат заявки участнику.

   Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются участнику конкурса или аукциона в следующих случаях (ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ):

   - подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, протокола закрытого аукциона. При этом обеспечение возвращается всем участникам, кроме победителя. Победителю обеспечение возвращается после заключения контракта;

   - отклонение заявки участника закупки;

   - отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

   - отзыв заявки участником до окончания срока подачи заявок;

   - получение заявки на участие в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;

   - отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

   Банковская гарантия в указанных случаях не возвращается, взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

   В Законе N 44-ФЗ предусмотрено несколько оснований невозврата заказчиком обеспечения заявок (ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). Денежные средства, внесенные (предоставленные) в качестве обеспечения заявок, не возвращаются (при проведении электронного аукциона - перечисляются на указанный заказчиком счет, на котором учитываются операции с поступающими ему средствами), либо денежные суммы по банковской гарантии уплачиваются в следующих случаях:

   - уклонение или отказ участника закупки от заключения контракта;

   - непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом N 44-ФЗ, обеспечения исполнения контракта заказчику до заключения контракта;

   - изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

   Обеспечение исполнения контракта

   Закреплена обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Исключение предусмотрено только для некоторых видов госконтрактов, заключаемых по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ): для таких контрактов заказчик вправе установить обеспечение, но не обязан это делать.

   Также определено, что положения об обеспечении исполнения контакта не применяются, если участником закупки является государственное или муниципальное казенное учреждение (ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

   Исполнение контракта может быть обеспечено либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии по выбору участника закупки. В отношении банковской гарантии устанавливается требование о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

   Законом N 44-ФЗ установлен следующий размер обеспечения:

   - от 5 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;

   - от 10 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса, даже если сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

   Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя), который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств по контракту. Одновременно с этим поставщик (подрядчик, исполнитель) может изменить и способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

   Отметим, что согласно Закону N 94-ФЗ обеспечение исполнения контракта во многих случаях устанавливается по инициативе заказчика. Исключение составляют только контракты с начальной ценой свыше 50 млн руб., в отношении которых установление обеспечения исполнения контракта является не правом, а обязанностью заказчика (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ).

   Повышенный размер обеспечения как средство борьбы с демпингом

   При проведении конкурса и аукциона Закон N 44-ФЗ предусматривает повышенный размер обеспечения в ситуации, когда при начальной (максимальной) цене контракта более 15 млн руб. участник закупки снижает ее на 25 процентов и более (ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). В таком случае контракт заключается с победителем закупки только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса, если его выплата предусмотрена контрактом (далее - повышенное обеспечение).

   Если участник конкурса или аукциона снизит начальную (максимальную) цену контракта, не превышающую 15 млн руб., на 25 процентов и более, то он обязан предоставить по выбору либо повышенное обеспечение, либо информацию, подтверждающую его добросовестность. К такой информации относятся сведения об определенном количестве и стоимости госконтрактов, заключенных с таким участником и исполненных им без применения неустоек (штрафов, пеней) (ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

   Оценка заявок

   В Законе N 44-ФЗ изменены критерии, по которым оцениваются заявки участников процедур закупок.

   В настоящее время обязательным назван только один критерий - цена контракта. Однако при проведении конкурса помимо цены контракта заказчик должен использовать еще хотя бы один критерий оценки, установленный Законом N 94-ФЗ: качество работ, расходы на эксплуатацию товара, сроки предоставления гарантии качества и т.д. (ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, п. 6 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722). В Законе N 44-ФЗ содержится норма, согласно которой заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) любым способом, кроме аукциона, будет обязан применять минимум два критерия оценки (ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ), один из которых обязательно должен быть ценовой.

   Так, помимо цены контракта в Законе N 44-ФЗ указаны следующие критерии (ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ):

   - расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;

   - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;

   - квалификация участников закупки, включая наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и иных необходимых для исполнения контракта материальных ресурсов, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

   Такие критерии оценки, как срок (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, в Законе N 44-ФЗ в отличие от Закона N 94-ФЗ не указаны. В отношении цены контракта установлено, что значимость этого критерия не должна быть ниже значимости критерия расходов на эксплуатацию и ремонт товаров и на использование результатов работ (ч. 5 ст. 32 Закона N 44-ФЗ). Если же государством установлены фиксированные цены на товары, работы, услуги, то заказчик вправе не использовать критерии цены и расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ (ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

   Отдельные особенности оценки заявок установлены в отношении контракта на исполнение, а также финансирование проката или показа национального фильма, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских или технологических работ, а также на создание произведения литературы и искусства (ч. 6 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

   Случаи применения иных критериев оценки заявок

   В Законе N 44-ФЗ установлено два случая, когда заказчик вправе оценивать заявки по иным критериям:

   - если проводится запрос предложений. В этом случае заказчик имеет право не применять вышеперечисленные критерии, а установить по своему усмотрению иные критерии оценки заявок, окончательных предложений, а также установить иные величины значимости критериев (ч. 2 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);

   - если целью является заключение контракта, предусматривающего закупку товара или работы, последующее обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). В этом случае вместо критериев, перечисленных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, возможно установление одного критерия - стоимости жизненного цикла товара или созданного объекта. Этот критерий будет включать в себя как расходы на закупку товара или на работы по созданию объекта, так и стоимость обслуживания такого товара или объекта, их ремонта и утилизации (ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )









Copyright © 2002-20 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"