Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Новое в законодательстве



Конституционный строй. Основы гос. управления


Конституционный строй. Основы гос. управления

[16.03.2020-22.03.2020]

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
Президентом РФ подписан закон о поправках в Конституцию РФ
Законом закреплены в Конституции РФ, в частности, следующие положения:
- Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются;
- на территории РФ в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается федеральным законом;
- государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации;
- Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации;
- Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство;
- Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается;
- дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения;
- Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;
- в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом;
- в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат;
- органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом;
- особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов РФ и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом;
- одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Данное положение, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента РФ, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции РФ, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента РФ в течение сроков, допустимых указанным положением;
- Президент РФ, в числе прочего, назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
- Генеральный прокурор РФ, его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ. Прокуроры субъектов РФ, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов РФ, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ;
- Президент РФ формирует Государственный Совет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства;
- Президент РФ, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью;
- Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
- Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, заместителям Председателя Правительства РФ, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти, сенаторам, депутатам Государственной Думы, судьям, прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, расширены полномочия и функции, осуществляемые Правительством РФ. После одобрения в ходе общероссийского голосования изменений в Конституцию РФ, Президент РФ издает указ об официальном опубликовании Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу. Официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками осуществляется незамедлительно после официального опубликования результатов общероссийского голосования.

Федеральный закон от 18.03.2020 N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации"
Возможность учреждения должности регионального омбудсмена получила законодательное закрепление
Должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ (далее - уполномоченный) может учреждаться в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта РФ. Предусмотрены, в том числе: требования, предъявляемые к кандидату на должность уполномоченного; порядок назначения (избрания) его на должность, срок полномочий и порядок их прекращения; требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности уполномоченного; порядок рассмотрения уполномоченным жалоб; права уполномоченного на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод человека и гражданина; гарантии его деятельности. При уполномоченном могут быть созданы консультативный (экспертный) совет, осуществляющий деятельность на общественных началах, а также аппарат уполномоченного по правам человека в субъекте РФ.

Федеральный закон от 18.03.2020 N 56-ФЗ "О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Установлена административная ответственность в виде штрафа за отказ потребителю в доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом
Статья 14.8 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к ним по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом (такими случаями являются, например, ограничения, применяемые при перевозке пассажиров авиационным транспортом, при обеспечении доступа к управлению транспортным средством, к развлекательным объектам повышенной опасности (аттракционам), при продаже отдельных видов товаров несовершеннолетним и прочее), влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. При этом предусматривается, что в случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно указанная административная ответственность наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.

Федеральный закон от 18.03.2020 N 58-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Для граждан Белоруссии и Украины, свободно владеющих русским языком, вводится упрощенный порядок признания их носителями русского языка
В соответствии с частью первой статьи 33.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане или лица без гражданства могут быть признаны носителями русского языка по результатам собеседования, проведенного с ними уполномоченной комиссией. Решение о признании носителем русского языка необходимо для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство РФ. Согласно внесенным изменениям, граждане Республики Белоруссия и граждане Украины, свободно владеющие русским языком, при подаче лично заявления о признании их носителями русского языка и при наличии оснований, предусмотренных частью первой указанной статьи 33.1, могут быть признаны комиссией носителями русского языка без прохождения собеседования. Единые критерии признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, используемых при проведении собеседования, определяются МВД России по согласованию с Минпросвещения России. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 18.03.2020 N 63-ФЗ "О внесении изменений в статьи 35 и 41.5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
До трех месяцев сокращен срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке
Установлено, что рассмотрение заявления по вопросам гражданства РФ, поданного лицом, проживающим либо временно пребывающим на территории РФ, и принятие решений о приеме в гражданство РФ или о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке осуществляются в срок до трех месяцев (ранее - шести месяцев) со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. В случаях необходимости уточнения фактов, свидетельствующих о наличии оснований для отклонения заявлений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на три месяца.

Указ Президента РФ от 17.03.2020 N 188 "О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации"
Подписан Указ о проведении 22 апреля 2020 г. общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ
На общероссийское голосование выносится следующий вопрос: "Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?". Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 14.03.2020 N 285 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации"
При Правительстве РФ образован Координационный совет по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ
Основными задачами Совета являются: рассмотрение проблем, угроз и вызовов, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции; выработка предложений по проведению мероприятий, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции; организация взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, других органов и организаций по вопросам реализации мероприятий, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Решения Совета направляются в Совет Федерации, Госдуму, федеральным органам исполнительной власти и высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ. Информация о решениях, принятых Советом, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, размещается в информационных системах общего пользования. Решения Совета, принятые в соответствии с его компетенцией, являются обязательными для исполнения представленными в нем органами исполнительной власти и организациями.

Разъяснения Росархива "По внедрению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков их хранения"
В связи с вступлением в силу нового перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, разъяснены вопросы, касающиеся сроков их хранения
Указанный Перечень и Инструкция по его применению, утвержденные Приказами Росархива от 20.12.2019 N 236 и от 20.12.2019 N 237 вступили в силу 18.02.2020 и 25.02.2020 года соответственно. Сообщается, что сроки хранения документов, установленные Перечнем, применяются ко всем документам, законченным в делопроизводстве, в том числе до вступления в силу Приказа Росархива от 20.12.2019 N 236, за исключением тех документов, которые были внесены в описи дел постоянного хранения и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу Приказа Росархива от 20.12.2019 N 236. В номенклатуры дел на 2020 год, согласованные и утвержденные до вступления в силу Приказов Росархива об утверждении Перечня и Инструкции, необходимо внести изменения по срокам хранения с указанием на статьи нового Перечня.

"Сравнительная таблица действующей Конституции Российской Федерации с учетом одобренного закона Российской Федерации "О поправке к Конституции Российской Федерации" "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
Приведена сравнительная таблица положений действующей Конституции РФ и вносимых в нее поправок
В таблице в наглядной форме представлены тексты статей Конституции РФ до внесения поправок и с поправками, одобренными Законом РФ "О поправке к Конституции Российской Федерации" "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".

Информация Президента РФ от 14.03.2020 "Президент направил запрос в Конституционный Суд"
Президент РФ направил в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии Конституции РФ вносимых в нее поправок
В частности, Конституционному Суду РФ предложено разрешить вопрос по существу изменений, содержащихся в статье 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, в части их соответствия главам 1, 2 и 9 Конституции РФ. Президент РФ также попросил высказаться о допустимости дополнения на основании результатов прямого общероссийского волеизъявления граждан статьи 81 Конституции РФ частью 31, предусматривающей распространение на Президента РФ, занимающего эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции РФ, ограничения по количеству сроков, предусмотренных частью 3 данной статьи, без учета числа сроков, в течение которых он занимал и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу указанных поправок, и изменяющих содержание конституционного статуса Президента РФ. Кроме того, Конституционному Суду РФ необходимо разрешить вопрос о том, могут ли устанавливаться, в частности самим законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, иные дополнительные условия его вступления в силу, кроме одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ, а также могут ли изменения Конституции РФ вступать в силу при условии их одобрения на общероссийском голосовании.

Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации"
Конституционный Суд РФ подтвердил соответствие Конституции РФ внесенных в нее поправок
Конституционный Суд РФ пришел к следующему заключению: порядок вступления в силу статьи 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" соответствует Конституции РФ; не вступившие в силу положения Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" соответствуют положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Настоящее Заключение окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

"Информация о судебном и административном порядке обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Минэкономразвития России, подведомственных ему федеральных служб, федерального агентства, организаций и их должностных лиц" (утв. Минэкономразвития России 17.03.2020)
Подготовлены рекомендации по судебному и административному обжалованию нормативных правовых актов, решений и действий Минэкономразвития России
В частности, указан перечень сведений, которые должны содержаться: в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями; в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Обжалование решений, действий (бездействия) Минэкономразвития России, подведомственных ему федеральных служб, федерального агентства, организаций и должностных лиц во внесудебном порядке осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".

Поручение Правительства РФ от 18.03.2020 "Михаил Мишустин дал поручения, направленные, в частности, на приостановление назначения выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок"
Правительство РФ поручило минимизировать назначение и проведение некоторых плановых и выездных проверок
Федеральным органам исполнительной власти поручено:
- приостановить до 1 мая 2020 года назначение проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также выездных налоговых и таможенных проверок, за исключением проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера, а также проверок, для целей выдачи разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
- рассмотреть вопрос о приостановлении назначенных проверок, а также представить в Минэкономразвития России в установленные сроки информацию, в частности, о количестве назначенных и приостановленных проверок.

(По материалам обзора, подготовленного "Консультант Плюс")

Заказать документ


Архив: 23.03 09.03 09.03 02.03 24.02






Copyright © 2002-20 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"