Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Новое в законодательстве


Банковское дело



Банковское дело

[28.06.2021-04.07.2021]

С 1 декабря 2021 года Банк России сможет бороться с сайтами, предназначенными для совершения мошеннических действий на финансовом рынке Федеральный закон от 01.07.2021 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" К информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, относится, в том числе, информация:
- позволяющая в целях неправомерного завладения или создания условий для неправомерного завладения имуществом клиентов осуществлять доступ к информационным системам кредитных организаций, электронным средствам платежа или программному обеспечению, которое применяется клиентами с использованием технического устройства, подключенного к сети "Интернет", и используется клиентами при предоставлении (получении) услуг кредитных организаций, а также к базам данных, содержащим полученную с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", информацию о клиентах кредитных организаций;
- позволяющая в целях неправомерного завладения или создания условий для неправомерного завладения имуществом, в том числе финансовыми инструментами, клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг и (или) клиентов иных некредитных финансовых организаций осуществлять доступ к информационным системам профессиональных участников рынка ценных бумаг, информационным системам иных некредитных финансовых организаций, программному обеспечению, которое применяется указанными клиентами с использованием технического устройства, подключенного к сети "Интернет", и используется при предоставлении (получении) услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг и (или) иных некредитных финансовых организаций, а также к базам данных, содержащим полученную с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", информацию об указанных клиентах;
- позволяющая в целях неправомерного завладения или создания условий для неправомерного завладения денежными средствами клиентов операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры осуществлять доступ к информационным системам операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, электронным средствам платежа или программному обеспечению, которое применяется указанными клиентами с использованием технического устройства, подключенного к сети "Интернет", и используется при предоставлении (получении) услуг операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, а также к базам данных, содержащим полученную с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", информацию об указанных клиентах. Установлено, что Банк России вправе обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, указанной в части пятнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", части 1.1 статьи 27 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" или пункте 6.2 статьи 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Кроме того, Председатель Банка России или его заместители вправе направить в Генпрокуратуру России уведомление о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет": информации о возможности получения банковских услуг, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, а также услуг, связанных с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, распространяемой с нарушением законодательства РФ, регулирующего отношения на финансовом рынке, и содержащей сведения о получении указанных услуг со стороны лиц, не имеющих права на их оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации; информации, побуждающей к участию в деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, которая связана с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества и за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2021 года.

Для взаимодействия с членами семьи должника, его родственниками и соседями по поводу возврата просроченной задолженности, необходимо получить от них письменное согласие
Федеральный закон от 01.07.2021 N 254-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Такое согласие составляется в письменной форме в виде отдельного документа. Согласие может быть отозвано в любое время путем сообщения об этом кредитору или коллектору, которым дано соответствующее согласие, в любой форме, позволяющей подтвердить факт его отзыва.

Усилен финансовый контроль за операциями по счетам НКО
Федеральный закон от 02.07.2021 N 323-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятый закон обязывает кредитные организации предоставлять информацию об операциях и о счетах некоммерческих организаций, за исключением некоммерческих организаций, указанных в пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", по запросу федерального органа исполнительной власти, осуществляющему функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций (Минюсту России).

Закреплена обязанность банков предоставлять физлицам наиболее полную информацию об условиях договоров банковского вклада
Федеральный закон от 02.07.2021 N 324-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
Закон принят в целях более полного информирования, а также в целях исключения случаев искажения смысла доводимой до потребителя информации и (или) введения в заблуждение относительно реальной доходности банковских вкладов. Согласно закону банк в договорах банковского вклада с физическими лицами указывает в таблице (по утверждаемой Банком России форме) информацию согласно установленному перечню (в том числе вид вклада; сумма и валюта вклада; возможность пополнения вклада, имеющиеся ограничения на пополнение вклада; процентная ставка, информация о возможности изменения банком размера выплачиваемых процентов, а также порядок и срок информирования вкладчика об изменении такой процентной ставки). Таблица условий договора банковского вклада размещается в договоре начиная с первой страницы и наносится четким, хорошо читаемым шрифтом. Банк в договоре банковского вклада раскрывает значение процентной ставки, определяющее минимальный доход, выплачиваемый на сумму вклада. Порядок расчета минимальной гарантированной ставки по вкладу определяется Банком России. Значение минимальной гарантированной ставки по вкладу размещается в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора и наносится цифрами и прописными буквами хорошо читаемым шрифтом максимального размера из используемых на этой странице. Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.

Программа "ипотечных каникул" распространена на граждан, получающих доходы от деятельности с применением специальных налоговых режимов
Федеральный закон от 02.07.2021 N 327-ФЗ "О внесении изменений в статью 6.1-1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Для получения "ипотечных каникул" заемщик обязан предоставить документы, подтверждающие нахождение в трудной жизненной ситуации. Ранее таким документом являлась Справка по форме 2-НДФЛ, которую могли предоставить только трудоустроенные граждане. Теперь Закон о потребительском кредите (займе) дополняется новыми положениями, согласно которым граждане смогут предоставлять, в числе прочего, справки о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход, книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, в том числе применяющего УСН, ПСН, ЕСХН.

Принят закон, направленный на усиление защиты прав и интересов заемщиков по договору потребительского кредита (займа)
Федеральный закон от 02.07.2021 N 329-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"
Законом предусматривается, в частности, следующее: в договоре потребительского кредита (займа) не может содержаться условие, предусматривающее наличие на банковском счете, который используется для осуществления операций, связанных с исполнением обязательств по договору, неснижаемого остатка денежных средств и (или) суммы, достаточной для погашения очередного платежа, предусмотренного договором потребительского кредита (займа) (графиком платежей по договору потребительского кредита (займа), в день, не являющийся днем совершения очередного платежа; на ипотечные кредиты, не связанные с предпринимательской деятельностью, распространено ограничение полной стоимости потребительского кредита (займа), предусмотренное частью 11 статьи 6 Закона; устанавливаются условия предоставления заемщику за отдельную плату дополнительных услуг. В частности, согласно общему правилу такие условия должны предусматривать право заемщика отказаться от услуги в течение 14 календарных дней со дня выражения заемщиком согласия на ее оказание, а также право заемщика требовать от кредитора или лица, оказывающего такую услугу, возврата уплаченных денежных средств, за вычетом стоимости фактически оказанной услуги. Предусматриваются условия и порядок возврата уплаченных заемщиком денежных средств.

Требование предоставить кредитной организации сведения о своем месте жительства (регистрации) или месте пребывания для заключения договора банковского счета не может расцениваться как нарушающее чьи-либо конституционные права
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2021 N 31-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в связи с жалобой гражданина Н.Г. Гришина"
Конституционный Суд РФ признал абзац второй подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу он не исключает открытия расчетного банковского счета и выдачи дебетовой банковской карты гражданину при подтверждении им места жительства или места пребывания на территории РФ иным, помимо регистрации, способом, достаточность которого, равно как объективность и уважительность причин ее отсутствия при возникновении спора гражданина с банком, оценивается и разрешается судом. Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что гражданин, не имеющий по объективным и уважительным причинам регистрации по месту жительства или по месту пребывания, которому на этом основании кредитной организацией отказано в заключении договора открытия расчетного банковского счета и выдаче дебетовой банковской карты, вправе оспорить этот отказ и представить соответствующие доказательства в суд, который должен оценить их с учетом приведенных выше подходов. Следовательно, само по себе отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории РФ не создает для него непреодолимых препятствий для реализации требований абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и не может расцениваться как нарушающее конституционные права гражданина, если гражданин может обосновать объективность и уважительность причин отсутствия регистрации и подтвердить данные о месте своего проживания (пребывания) иным способом.

С 1 июля 2021 года вступает в силу Положение о Комитете банковского надзора Банка России
Положение Банка России от 22.06.2021 N КБН-2021 "О Комитете банковского надзора Банка России" (утв. решением Совета директоров Банка России, протокол от 21.05.2021 N ПСД-11)
Комитет банковского надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством РФ. Персональный состав Комитета утверждается приказом Банка России за подписью Председателя Банка России. К компетенции Комитета относятся вопросы, связанные с осуществлением: регулирующих и надзорных функций Банка России в области банковской деятельности, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций; отдельных функций Банка России в области финансового мониторинга и валютного контроля; иных функций, возложенных на Комитет законодательством Российской Федерации.

Утверждено Положение о Комитете финансового надзора Банка России
Положение Банка России от 29.06.2021 N КФН-2021 "О Комитете финансового надзора Банка России" (утв. решением Совета директоров Банка России, протокол от 11.06.2021 N ПСД-12)
Комитет является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие, контрольные и надзорные функции в сфере финансовых рынков. Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения по вопросам, в частности: выдачи (отказа в выдаче) лицензии биржи, лицензии торговой системы, лицензии на осуществление клиринговой деятельности, лицензии на осуществление репозитарной деятельности; присвоения статуса (отказа в присвоении статуса) центрального депозитария, центрального контрагента; государственной регистрации (отказа в государственной регистрации) негосударственного пенсионного фонда при его создании, в том числе путем реорганизации; предоставления (отказа в предоставлении) лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; выдачи (отказа в выдаче) лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования; внесения (отказа во внесении) сведений о хозяйственном обществе в реестр кредитных рейтинговых агентств; включения (отказа во включении) сведений в реестр о юридическом лице, намеревающемся получить статус оператора финансовой платформы; внесения (отказа во внесении) сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка и др. Положение вступает в силу с 1 июля 2021 года.

Определен порядок направления в банк (иную кредитную организацию) поручения территориального органа ФСС РФ на перечисление сумм страховых взносов в бюджет Фонда со счетов страхователей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в электронном виде через территориальные органы Федерального казначейства
Указание Банка России от 31.03.2021 N 5766-У "О порядке направления в банк (иную кредитную организацию) поручения территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации на перечисление сумм страховых взносов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации со счетов страхователей в электронном виде через территориальные органы Федерального казначейства"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2021 N 63981.
Поручение территориального органа ФСС РФ (далее - страховщик) на перечисление сумм страховых взносов в бюджет Фонда со счетов страхователей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в электронном виде направляется в обслуживающий страхователя банк (иную кредитную организацию) территориальным органом Федерального казначейства в порядке, установленном для направления взыскателем средств инкассового поручения в электронном виде в соответствии с главой 4 и приложением 9 к Положению Банка России от 24 сентября 2020 года N 732-П "О платежной системе Банка России" (далее - Положение Банка России N 732-П). Порядок направления в банк (иную кредитную организацию) поручения территориального органа страховщика в электронном виде, установленный настоящим Указанием, распространяется также на подразделения Банка России, за исключением полевых учреждений Банка России, не являющихся участниками обмена электронными сообщениями, и на структурные подразделения центрального аппарата Банка России. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Со дня вступления в силу настоящего Указания признается утратившим силу Указание Банка России от 5 декабря 2016 года N 4226-У, которым установлен аналогичный порядок.

Уточнены обстоятельства, при которых организатор торговли обязан обеспечить назначение руководителя службы внутреннего аудита
Указание Банка России от 17.05.2021 N 5792-У "О внесении изменения в пункт 3.3 Указания Банка России от 7 мая 2018 года N 4792-У "О требованиях к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.06.2021 N 63962.
Согласно уточнению обязанность организатора торговли по назначению лица, осуществляющего функции руководителя СВА, возникает в случае отсутствия руководителя СВА более двух месяцев подряд.

Уточнены обстоятельства, при которых клиринговая компания обязана обеспечить назначение лица, исполняющего обязанности внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита)
Указание Банка России от 17.05.2021 N 5793-У "О внесении изменения в пункт 3.2 Указания Банка России от 15 марта 2018 года N 4739-У "О требованиях к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.06.2021 N 63963. Согласно уточнению такая обязанность возникает в случае временного отсутствия внутреннего аудитора либо отсутствия более двух месяцев подряд руководителя службы внутреннего аудита.

Банком России даны разъяснения по вопросам отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций субсидий по льготным кредитам
Разъяснение Банка России "О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитными организациями субсидий, предоставленных из бюджетных средств в рамках государственных программ льготного кредитования, предусматривающих выдачу кредитными организациями заемщикам кредитов по льготной процентной ставке"
В силу МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" отражение в бухгалтерском учете процентов должно осуществляться по рыночной процентной ставке. При определении рыночной процентной ставки рекомендуется учитывать процентную ставку, установленную в договоре, и сумму субсидии. В этом случае доходы по субсидии должны отражаться в составе процентных финансовых результатов (в отчете о финансовых результатах по символам части 1 "Процентные доходы, доходы от корректировок и от восстановления (уменьшения) резервов на возможные потери"). Для отражения требований к госорганам по получению субсидий кредитные организации вправе применять балансовые счета N 47443 "Расчеты по прочим доходам, связанным с предоставлением (размещением) денежных средств" и N 47441 "Прочие доходы, связанные с предоставлением (размещением) денежных средств". При признании субсидий в составе текущих доходов кредитные организации должны применять требования, в том числе содержащиеся в пункте 7 МСФО (IAS) 20. Если кредитные организации в бухгалтерском учете не признают субсидии в составе текущих доходов, то вправе не признавать и требования по получению указанных субсидий.

Приведены корректирующие пояснения к Положению Банка России от 11.05.2021 N 758-П "О порядке формирования кредитной истории"
Информация Банка России "Корректирующие пояснения к Положению Банка России от 11.05.2021 N 758-П "О порядке формирования кредитной истории"
Указаны: структурная единица, текст, который содержится в тексте Положения N 758-П и текст, который следует читать.

(По материалам обзора, подготовленного "Консультант Плюс")

Заказать документ


Архив: 19.07 12.07 05.07 28.06 21.06






Copyright © 2002-21 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"