Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Экономические свежести



Обо всём


Обо всём

[16.01.2011-01.02.2011]

Борьба с фирмами-однодневками может подкосить экономику России

Борьба с фирмами-однодневками может подкосить экономику России. Да-да, это не ошибка: однодневки и живут гораздо дольше, чем думает президент Медведев, и служат понадежнее некоторых корпораций. Единственную попытку научно оценить масштабы налоговой оптимизации через фирмы-однодневки (они же прокладки, живопырки, мартышки, ромашки, помойки, синяки и даже какашки - одно обилие названий говорит о популярности) предпринял в 2006 г. Максим Миронов - в то время докторант Чикагского университета. О нем и его работе писал журнал SmartMoney. Миронову очень помогла база данных расчетно-кассовых центров Центробанка за 2003-2004 гг., каким-то образом утекшая в свободную продажу. Он проанализировал операции с участием однодневок и написал докторскую, которую высоко оценили зарубежные профессионалы - в частности, Нобелевский лауреат по экономике 1992 г. Гэри Беккер. Вывод, к которому пришел Миронов: в 2003-2004 гг. использование однодневок позволило российским компаниям сэкономить $62 млрд. В 2003 г. экономия этим способом составила 6,2% ВВП России, в 2004 г. - 7,5% ВВП. Сумма, не уплаченная в бюджет благодаря деятельности однодневок, превышает 40% собираемых в России налогов. Схемы с однодневками используют 60% российских компаний, причем треть из них - регулярные пользователи, выводящие из-под налогообложения более 30% выручки, доказал Миронов. Несмотря на кампанию против уклонения от уплаты налогов, начатую правительством в 2003 г., нетто-выручка "помоек" выросла с 14% ВВП в 2003 г. до 17% ВВП в 2004 г., подсчитал он. "Этот рост можно объяснить возросшей способностью властей взимать ренту, в результате которой бизнес вынужден больше уклоняться от налогов, чтобы платить увеличившиеся взятки", - объяснил Миронов. По его мнению, нетто-выручка однодневок - один из главных резервов черного нала и вообще коррупционных денег, обращающихся в российской экономике. А в 2003-2004 гг. нетто-выручка составила, по подсчетам Миронова, $141 млрд. Из этого следует, что минимум две трети российских компаний (с 2003 г. давление на бизнес, вытесняющее его в тень, только выросло, так что сейчас эта цифра может оказаться даже больше) просто не способны вести свой бизнес без участия фирм-однодневок. Можно, конечно, считать ворами и проходимцами две трети предпринимателей в стране. Но грандиозные масштабы использования "прокладок" и "помоек" говорят скорее о том, что без них просто не обойтись, т. е. об их экономической необходимости или даже неизбежности. Если выручка однодневок превышает 17% ВВП, это значит, что они такая же неотъемлемая часть российского делового оборота, как и коррупция, которая кормится исключительно через "помойки". Услугами фирм-однодневок пользуются даже самые крупные корпорации страны. Когда Миронов составил список крупнейших клиентов "помоек", оказалось, что на первом месте в нем фигурирует "Газпром" с его многочисленными дочерними компаниями. Кстати, никому не известная тверская фирма "Байкалфинансгрупп", неожиданно купившая "Юганскнефтегаз" почти за $10 млрд, по всем признакам похожа на классическую однодневку. Может быть, именно коррупцию хочет победить президент Медведев, затеяв масштабное наступление на однодневки? Но в этом случае нужно идти более прямым путем и бороться не с инструментом для перевода денег, а с теми, кто их получает. Как пишет один из участников форума "Ведомостей", тезис первый: если машина чиновника по стоимости превышает его зарплату втрое - наказывается. Тезис второй: если дом чиновника по стоимости превышает более 100 его окладов, а площадь в 10 раз больше, чем в типовом проекте, - наказывается и т. д. Тогда и "помойки" будут не нужны, и, разумеется, борьба с ними сама собой прекратится без всяких новых уголовных статей, которые, как показывает печальный опыт, становятся дополнительным коррупционным инструментом.

В Госдуму внесен законопроект о плате за воздух

Госдума может рассмотреть законопроект, согласно которому атмосферный воздух лишается статуса убиквитета и приравнивается к природным ресурсам, таким как вода и полезные ископаемые, а за его использование промышленными предприятиями в технологических процессах должна взиматься плата. Проект закона "О внесении изменений в федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" и отдельные законодательные акты РФ" внесен в нижнюю палату российского парламента Липецким областным советом депутатов и направлен на рассмотрение думского комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Во вторую часть Налогового кодекса предлагается внести поправки, предусматривающие плату за потребление атмосферного воздуха юридическими лицами для производственных нужд, а также за выдачу разрешения на это. В закон "Об охране атмосферного воздуха" предлагается внести положения о нормативах и предельно допустимом потреблении атмосферного воздуха юрлицами, а также о плате за это потребление. "Отмечается отсутствие единого правового подхода и пробел законодательства в части потребления атмосферного воздуха как компонента природной среды", указывают авторы законопроекта. Они ссылаются на то, что водопользование регламентируются Водным кодексом, полезных ископаемых - законом "О недрах", есть законы, касающиеся порядка использования животного мира, растительных ресурсов. Закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что использование природных ресурсов должно оплачиваться, а вред окружающей среде - возмещаться. "Вместе с тем атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды - интенсивно эксплуатируется в процессе хозяйственной деятельности. Атмосферный воздух необходим для сжигания твердого, жидкого и газового топлива в любых технологических процессах. Образующиеся при этом выбросы парниковых газов играют ведущую роль в формировании совокупного выброса парниковых газов в РФ", - говорится в записке. Липецкие депутаты напоминают, что антропогенные выбросы парниковых газов в России в 2007 году составили 2,19 млрд т эквивалента СО2, а для сжигания ископаемого топлива на промышленных объектах в 2007 году было использовано около 5,81 млрд т атмосферного воздуха. При этом Киотский протокол обязывает Россию ограничивать и сокращать выбросы парниковых газов, в частности, путем содействия лесовосстановлению, внедрения экотехнологий. "Таким образом, изъятие атмосферного воздуха и выделение парниковых газов в процессах горения для производственных нужд осуществляется коммерческими юридическими лицами, а лесовосстановление и воспроизводство лесов, которые поглощают парниковые газы, обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления", - констатируют инициаторы законопроекта. По их мнению, принятие законопроекта создаст экономические условия для совершенствования технологических процессов и снижения выбросов парниковых газов.

Серьезным повышением налогов для простых россиян могут обернуться Олимпиада, ЧМ по футболу и прочие мероприятия престижа

На фоне деклараций о необходимости дальнейшего усиления борьбы с коррупцией в России забавно смотрятся последние налоговые новации власти, которые будто и замышляются сразу так, чтобы не затронуть ненароком интересы коррупционеров. Уже ясно, что повышение ставки страховых взносов бьет, прежде всего, по малому бизнесу, а не по нашим естественно любимым монополиям. Еще любопытнее разгоревшаяся в последние месяцы дискуссия о введении налога на недвижимость с 2013 года - сразу после того, как пройдет массовая кадастровая оценка наших квартир и домов. Тема не новая. Еще Александр Починок в бытность главным налоговиком страны предлагал простой способ пополнения бюджета. Он просил предоставить фискальным органам снимки из космоса элитных подмосковных поселков и дать им право облагать адекватным налогом эту волшебным образом возведенную недвижимость… Понятно, что налог предполагалось взимать с рыночной цены усадьб, а не по справкам БТИ. После кризиса, затеяв ряд супердорогих мегапроектов (Сочи-2014, Сколково, ЧМ-2018, реформа армии, ребрендинг милиции), власть снова вспомнила о банальной практике всех нормальных с экономической точки зрения стран взимать налоги, исходя из реальной стоимости объекта. Ставка налога была названа еще в 2004 году - 0,1%. Теперь определили примерную дату его введения - с 2013 года. До этого времени следует оценить всю российскую недвижимость. Еще нет кадастровой оценки, а чиновники уже начали усердно заботиться об интересах россиян. Минэкономразвития предложило простое арифметическое решение социальной проблемы - вычитать по 55 кв. метров (6 соток земли) или по 3 млн рублей из налогооблагаемой базы. Министерство посчитало, как изменится нагрузка на граждан после введения налога с учетом натуральных или денежных вычетов. Исходили из максимальной ставки налога 0,1% кадастровой стоимости недвижимости, предусмотренной законопроектом о местном налоге на недвижимость, который принят в первом чтении еще в 2004 году. По стране средняя сумма налога для трехкомнатной квартиры (75 кв. м) с учетом вычета 55 кв. м составит 1058 рублей в год, а с учетом вычета 3 млн рублей - 967 рублей в год. Собственник трехкомнатной квартиры площадью 75 кв. м с учетом вычета 55 кв. м в Москве в среднем будет платить в год 2437 рублей (без вычета - 9139 руб.), в Санкт-Петербурге - 1696 (6359 рублей). Вычеты - это хорошо, кто бы против. Взимать налог с реальной цены кажется цивилизованным. Подвох в том, что недостаточно простых арифметических действий при затрагивании святого для москвичей и других россиян квартирного вопроса. Если даже не обсуждать вариант, при котором 0,1% не вырастет до 0,5% или даже 1%, остаются множество вопросов, учитывая, что страну населяют живые и разные люди. Вот вариант: в центре столицы живут на обычную пенсию в трешке более 75 квадратов потомки того советского человека, которому СССР выделило эту квартиру за заслуги в науке или в балете (то есть абсолютно понятно, откуда это жилье взялось). У них цена квадратного метра может оказаться много более тех примерно $4 тысяч, которые, кажется, брало за основу Минэкономики. Что с ними делать? Я бы позволил доживать по старым правилам. А пока пенсионеры еще здравствуют, стоило бы законодателям подумать, как после поступать уже с их наследниками. Но чисто арифметически эти пенсионеры равны какому-нибудь третьему заму главы восьмого подотдела …ской префектуры, который недавно прикупил такую же квартирку. И не могут (в отличие от имеющего средства мелкого чиновника) платить - пусть продают жилье и едут в деревню, в глушь… Помощник президента Аркадий Дворкович в онлайн-интервью "Газете.Ru" ответил на это просто: мол, никто не помешает городу, Москве, скажем, установить льготы для тех или иных граждан. В связи с этим возникает вопрос: зачем, собственно, налог вводится, то есть сколько денег он должен принести в казну? Ответа на этот вопрос пока не удалось обнаружить. Но это интересно, ведь будут планироваться доходы территорий от нового налога, эти планы учтут при трансфертах из центра. Так что в любом поселении придется оперативно решать, что важнее, интересы профессорской вдовы или благо всего вверенного населения? Вообще, что-то заставляет опасаться того, что кому-то налоги будут назначаться в полном объеме, а кому-то - в удушенном, не по однозначно толкуемому закону, а по усмотрению местных начальников. Но если, скажем, старички из большой квартиры в центре лукавят, сами прозябают на дачке, а квартирку в центре сдают недешево? Что там с требованием закона платить налоги с любых видов дохода, где учет сдачи-съема квартир? Может быть, сумма такого налога только по Москве могла бы перекрыть все планируемые поступления от налога на недвижимость? Однако попытка собирать налоги с арендодателей жилья потребует срочного изготовления немалого массива документации - чего никто не делает и делать не намерен. А главное, это может привести к таким протестам, по сравнению с которыми сходки футбольных фанатов покажутся воскресным чаепитием добросердечных монашек… Еще пример не из арифметики, а из реальности. Строит семья дом в чистом поле. Тянет к нему за свои деньги газ, воду и, что самое изнурительное, электричество. То есть инвестирует в недвижимость, попутно обеспечивая сбыт товаров и услуг, обеспечивая работой своих и приезжих. В результате рыночная стоимость дома и участка резко возрастает, а, соответственно, растет и сумма налога. Вопрос: где инвестльгота по уплате налога на подорожавшую недвижимость? Получается, что обустраиваться - себя наказывать? Многие россияне могут продолжить список вопросов, на которые нам даже не пытаются отвечать. Потому что в арифметике всего четыре действия. И главный подвох - эта арифметика подразумевает вульгарное уравнивание. Тот же парень, который из кожи лез и в долгах погряз (лично способствуя развитию банковской системы родины), чтобы обустроить жилье, будет платить точно так же, как банальный и известный всем в радиусе 10 км взяточник, а скорее и поболее. Так как предприимчивые люди будут отыскивать ходы и к оценщикам жилья тоже. В общем, и в ситуации с людьми, которые получали дорогую нынче квартиру в другой стране, и с работящими ребятами, которые капитализировали свою недвижимость, возникает вопрос о происхождении капиталов. И возникает как исходный, который трудно не учитывать при попытке цивилизовать налогообложение. Однако про этот вопрос мы решили забыть лет десять назад, когда разные там немцовы предлагали так называемый "нулевой вариант": что есть, то есть, но вот за каждую вновь обретенную копейку ты должен отвечать. Конечно, ни в коем случае нельзя было идти на такой сговор. Как бы тогда потом отнимали большие и маленькие компании у плохих предпринимателей для передачи их настоящим профессионалам? Получается, что размышления о реформе налогообложения недвижимости физлиц (кстати, как-то ничего не слышно нового о налогах на недвижимость юрлиц, а это почти весь центр Москвы, включая Кремль) заставляют задумываться о разнообразных реформах, а это ведь нынче плохо… Конечно, тут же появляются идеи о превращении плохо осознаваемой обществом потребности в справедливом налогообложении в беспроигрышный лозунг "Богатенькие пусть раскошелятся". Зампред думского комитета по бюджету и налогам Александр Коган предлагает предельно простую альтернативу для установления социальной справедливости. Квартиры площадью до 100 кв. м (участки до 10 соток) облагать налогом по минимуму, свыше 100 кв. м - объявить бизнес-классом, а больше 300 кв. м (участки более 20 соток) - "элиткой" - и драть за них в сотни раз больше. Вряд ли такая экзотика будет поддержана правительством. Помощник президента Аркадий Дворкович считает, что вычет квадратов из налогооблагаемой базы уже обеспечивает справедливость. Но и он, и Коган, и Минэкономразвития, кажется, сходятся в попытке, как говорит Жванецкий, менять, ничего не меняя. А именно - оставить ту конструкцию экономического и прочего устройства нашей жизни, при которой ни в коем случае не будут обижены те люди, про которых недавно президент Медведев говорил, что заимели они дворцы за городом. И не ущемлены те, кто по старинной привычке еще ходит голосовать. Так сказать, верхний и нижний этажи общества. Когда же вдруг в результате глупостей властей стран, лицемерно называющих себя либеральными, падает цена нефти и России требуются новые источники дохода бюджета, то российские власти автоматически вспоминают про третью, маленькую, почти уже нанокатегорию - про малый и средний бизнес. Налоговое бремя для него возрастает, а административное давление усиливается пропорционально росту числа ответственных проверяющих все более малочисленного племени проверяемых. Разговоры о введении адекватного налога на недвижимость перешли почти в истерику прошлой осенью, когда нефть постыдно стоила меньше $80 за бочку. Общественная палата тогда просто прокричала, что нечего ждать кадастров, надо вводить новый налог уже с 2012 года. Но теперь нефть стоит в районе сотенки, члены правительства вздохнули, ослабили галстуки и заговорили о возможности некоторые налоги снизить - не на малый, конечно, бизнес, а для монополий. Однако бюрократический маховик по запуску нового налога на недвижимость физиков уже трудно остановить, и, может быть, этот налог впрямь введут с 2013 года. Так что нынче надо трижды подумать, стоит ли спешить тянуть газ к своему участку. Или тянуть его тайно.

Главбухи столицы смогут получать оперативные консультации по налогам в новом call-центре

Компаниям, состоящим на учете в инспекциях столицы, станет проще получить консультацию по вопросам уплаты налогов. Скоро в Москве заработает мощный call-центр, куда можно будет обратиться со своей проблемой и получить грамотную и оперативную консультацию. Решение о создании такого центра приняли руководитель ФНС России Михаил Мишустин с новым столичным правителем Сергеем Собяниным. Как пояснили нам в УФНС по г. Москве, это будет большой центр, в котором сведут воедино горячие линии со всех московских инспекций. К центру будут прикреплены сотрудники со всех ИФНС столицы. Дозвониться до информационного центра можно будет по многоканальному номеру телефона. Кроме того, появится возможность через колл-центр по внутренней линии связаться непосредственно с нужной инспекцией и прояснить вопрос. Планируется, что центр информационной поддержки налогоплательщиков заработает в ближайшие месяцы. По какому номеру туда можно дозвониться, станет известно позже.

При регистрациии в качестве ИП теперь может потребоваться справка об отсутствии судимости

Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ внесены изменения в статью 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации". Согласно данным изменениям при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган теперь потребуется предствить справку об отсутствии судимости. Однако каснется данное правило только тех ИП, которые намерены осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством РФ. Данные поправки в законодательство вступили в силу с 7 января 2011 года.

(Все права защищены. Публикация материалов разрешена только при условии указании ссылки на artiks.ru)

Заказать документ


Архив: 01.03 15.02 01.02 15.01 01.01






Copyright © 2002-20 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"