Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Экономические свежести



Обо всём


Обо всём

[01.12.2010-15.12.2010]

Малые предприятия России готовятся к встрече «черного» года

1 декабря в 68 регионах страны прошла общероссийская неполитическая акция несогласия малого и среднего бизнеса с реформой единого социального налога. Накануне президент Медведев объявил для малых предпринимателей, работающих в производственной и социальной сферах, переходный двухлетний период, в течение которого они будут платить страховые взносы в размере не 34, а 26%. Однако протестных настроений это не сбило. Специалисты уверяют, что обещанные льготы коснутся лишь каждого десятого мелкого бизнесмена. У остальных остается выбор: либо уходить в тень, либо регистрировать свое дело и платить налоги в соседних странах. Как рассказал «НИ» Александр Бречалов, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРа России», которая стала организатором вчерашней акции, предприниматели протестовали по-разному. «Кто-то разместил у себя на сайте специальный баннер: «Реформа ЕСН накроет малый бизнес», кто-то такой же плакат вывесил на своем здании, – сообщил он. – В тех городах, где наши филиалы первыми решились на акцию, реакция властей проявилась уже до 1 декабря. Например, в Ярославле всполошились все функционеры «Единой России» и администрация. На одной из улиц Челябинска милицейский патруль потребовал снять протестный лозунг с билл-борда. В ответ предприниматели повесили на то место портрет тамошнего губернатора, после чего милиция вернула плакат на прежнее место с условием, что изображение губернатора снимут. Многие магазины мелкой торговли, в том числе и в Москве, «встали» на давно отмененный ими обеденный перерыв, прервав работу на 2 часа. По всей стране проводились собрания предпринимателей, на которых шел сбор подписей под очередным обращением к руководству страны». В Кургане, например, на таком собрании говорили о том, что «приближающийся 2011 год станет «черным годом» для малого бизнеса России», поскольку «фискальная нагрузка на фонд оплаты труда для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – а это 90% всего малого бизнеса, – увеличится в 2,4 раза». Одновременно, как отмечали предприниматели, ожидается рост ЕНВД на 42%, увеличение арендной платы за землю в связи с повышением ее кадастровой стоимости, а также уже привычный рост тарифов на электроэнергию и тепло. «Мы требуем от президента России на период кризиса наложить мораторий на введение нормативных актов, ухудшающих положение малого и среднего предпринимательства, – говорится в открытом обращении бизнесменов к руководству страны. – Требуем остановить немыслимый рост налогов и тарифов, призвать к ответственности коррумпированных чиновников, пытающихся задушить малый бизнес». Подобные обращения предприниматели подписывали и в других регионах. Так, на Кубани уже утром было собрано 7 тыс. подписей. «ОПОРа России» приурочила к акции опрос: как вы оцениваете последствия реформы ЕСН для вашего бизнеса? Так вот 72% предпринимателей сообщили, что не видят другого выхода, кроме как уйти «в тень». 20,5% признают, что без отсрочки и компенсационных мер будут вынуждены прекратить бизнес. В сумме их набирается более 90%. Нельзя сказать, что власть совсем уж не слышит предпринимателей. Во вторник в послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев объ-явил, что малому бизнесу, работающему в производственной и социальной сферах, будет дан переходный двухлетний период, в течение которого такие предприятия будут платить страховые взносы в размере не 34, а 26%. Казалось бы, есть повод порадоваться, однако бизнесменов такая уступка не устраивает, потому что сейчас многие платят гораздо меньше. Владислав Корочкин, вице-президент «ОПОРы», пояснил «НИ»: «Более 90% малых предприятий трудятся в сфере обслуживания и платят в рамках спецрежима всего 14%. Для них 26% убийственны!» 10,8% компаний, участвующих в производстве, до сих пор платили по 26% налога и нареканий не высказывали. Они, по словам г-на Корочкина, против повышения выплат до 34%. Значит, повод для радости есть только у каждого десятого. А что же остальные? «Лично я с нового года уволю двух работников (у меня их три), а работать они будут неофициально и получать полную зарплату, – рассказала «НИ» хозяйка небольшого продуктового магазина в Москве Василиса, участвовавшая во вчерашней акции. – Я понимаю, что это «некрасиво», но выхода другого не вижу. Нам не помогают, а только говорят о помощи, поэтому приходится выкручиваться самим. Налоги предприниматели все равно будут платить, сколько готовы заплатить. У меня маленький магазин, который я выкупаю по закону о приватизации, и мне еще платить 6 лет, поэтому закрыться я не могу, и девочки-продавцы у меня очень хорошие, я не могу оставить их без работы. Искренне не понимаю, чего хочет этим добиться наше государство?» «Правительство принципиально не слышит не только простой народ, но и Грефа с Кудриным, которые поддержали малых предпринимателей в их требованиях, – считает Александр Бречалов. – Мы понимаем, что решение поднять ЕСН принято политическое, но надеемся выиграть для себя год налоговых каникул, для того чтобы договориться с властями о комплекте компенсационных мер на будущее». «А что будет, если не договоритесь?» – поинтересовались «НИ». «Как один из вариантов на последнем съезде «ОПОРы» группа предпринимателей предложила коллективно перевести бизнес в Финляндию – зарегистрироваться там, а работать здесь».

МИНФИН ПЕРЕСЧИТАЛ ЦЕНУ ЛЬГОТ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Минфин уточнил вчера расчеты выпадающих доходов внебюджетных фондов РФ (Пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования) от предоставления льгот малому бизнесу по социальным страховым взносам: в 2011–2012 годах фонды недополучат порядка 41 млрд. руб., сообщил вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин. Напомним, президент России Дмитрий Медведев во вторник в послании Федеральному собранию заявил, что для малого бизнеса ставка страховых взносов в 2011-2012 годах сохранится на уровне 26%. А г-н Кудрин тогда же оценил выпадающие доходы внебюджетных фондов в 30–40 млрд. «Я вчера назвал цифру выпадающих доходов Пенсионного фонда, фондов ОМС и соцстраха от 30 до 40 млрд. руб., – заявил он в среду на заседании Совета Федерации. – Вчера вечером мы еще раз провели определенную работу. Я могу сказать, что такими выпадающими средствами в следующем году станут примерно 20 млрд. руб., то есть чуть меньше, чем я предполагал; и в 2012 году – около 21 млрд. руб.». Министр добавил, что это пока предварительные расчеты Минфина. Он подчеркнул: льготы коснутся только малых предприятий производственного и социального направления, которые составляют примерно 20% всего количества МП, находящихся на упрощенной системе налогообложения. По словам г-на Кудрина, когда бизнес получит эту льготу, тогда Минфин уже фактически рассчитает по итогам года размер выпадающих доходов. «И если необходимо будет, дополнительно компенсируем Пенсионному фонду, ОМС, соцстраху и расходы», – сказал он. По его словам, «эти средства нам надо будет изыскать в течение года в ходе исполнения бюджета и внести изменения в бюджет, чтобы увеличить субсидии в виде компенсации этим фондам социального характера за уменьшение налогов на эту часть малого бизнеса». Министр также сообщил, что это единственная часть из всех налогов, которые повлияют на бюджет следующего года, остальные льготы менее значимы.

Право на доступ в Интернет закрепят законодательно

Доступ в Интернет может стать таким же правом человека в России, как, например, свобода слова. Это закрепят готовящиеся в закон “Об информации” поправки, ради которых создана специальная рабочая группа в Госдуме. По задумке, государство даст гарантию на то, что в Сеть реально будет войти в любой точке России. Проблема "виртуального неравенства" - отсутствия у многих россиян, особенно в сельской местности, возможности выйти в интернет - обсуждалась 22 ноября в Общественной палате РФ. В частности, председатель Совета при президенте по правам человека Михаил Федотов заявил, что "право на доступ в интернет должно получить законодательное закрепление как одно из основных прав человека". Федотов рассказал, что в законопроекте, который готовится по этому поводу, будет прописано примерно следующее: “Государство дает гарантию, что во всех точках России будет возможность доступа к Интернету”. Как это организовать, “модернизаторы” российских сел еще не определились. Как не раз объясняли чиновникам операторы связи, строить сети доступа к ресурсам глобальной Сети в селах невыгодно. В качестве выхода из этого положения Мининформсвязи предлагает два свежих решения. Первое — надстраивать точками WiFi-доступа таксофоны, установленные в деревнях и селах. Второй выход подходит для регионов, в которых начато развертывание сетей цифрового телевидения. По его стандартам как раз и можно организовать сельчанам Интернет. Однако все это грозит затянуться не на один год. Поэтому рассматривается и более простой вариант решения проблемы. За опытом преодоления цифрового разрыва между горожанами и сельчанами чиновники думают податься в Индию, где для местных крестьян создаются бесплатные интернет-центры — один на несколько деревень. Однако широкополосный доступ это, конечно, не заменит.

«Распил» обходится экономике дешевле, чем взятки

Если коррупцию нельзя искоренить полностью, нужно направить все силы на борьбу со взяточничеством, а с хищениями из бюджета разобраться потом, предложили ученые из Национального бюро экономических исследований США. Российские предприниматели согласны — взятки стали непосильным налогом на бизнес, а «распил» лишь перераспределяет казенные деньги. Силовики против такого подхода. Взятки, которые берутся поверх уже оплаченных налогов и сборов, значительно увеличивают затраты на ведение бизнеса, объясняют Саймон Фэн, Чен Ли и Дэниел Трисман в статье «Хищения против взяточничества». Хищения, напротив, при данном уровне налогообложения не отражаются на доходах компаний и по сути являются лишь теневым механизмом материального поощрения чиновников. Поэтому, подразумевая, что полностью победить коррупцию не удастся, ученые советуют государ­ствам со слабой правоохранительной системой не слишком рьяно пресекать бюджетные хищения, а больше бороться со взятками. «Бюджетные хищения совершаются ограниченным кругом лиц при определенных способствующих этому обстоятельствах, и если сделать систему госзакупок более прозрачной, объем хищений заметно уменьшится», — отмечает зампред коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Владислав Капканов. Но отлученные от бюджета коррупционеры тут же захотят недополученную прибыль компенсировать в виде взяток с бизнесменов и граждан, предупреждают американские ученые. Предложенная ими модель получила подтверждение на данных по Китаю. «Мысль не нова. Есть точка зрения, которой, к слову, уже более ста лет, что коррупция — это некий смазочный материал, направленный на то, чтобы бюрократия работала более эффективно», — говорит председатель экспертного совета «ОПОРА России» Никита Кричевский. Однако участники рынка в целом поддерживают рекомендации западных ученых. «Хищение влечет лишь неблагоприятные последствия для собственника, то есть государства. Утрачивается определенная доля активов, которые могли бы быть использованы на социальные нужды или для развития экономики. Коррупционные же проявления являются формой «выжимки» денежных средств из оборота. Ресурсы компаний, которые могут быть направлены на финансирование инвестпроектов, фактически становятся коррупционной рентой чиновников. Это влечет рост потребительских цен и удорожание ведения всей хозяйственной деятельности в России», — рассуждает управляющий директор РСПП Александр Варварин. «Когда воруют с прибыли — это всегда лучше, чем когда делают то же самое с убытков, — соглашается председатель «Деловой России» Борис Титов. — Взятки берут при отсутствии доходов. «Распиливание», конечно, тоже не очень хороший процесс, но все же менее губительный. К тому же взятки в России варварские: их берут даже за то, что дают не всегда точные гарантии, что не навредят». По статистике МВД, средний размер взятки в 2009 году составил около 18 тыс. руб., средний размер подкупа — около 34 тыс. В России взяточничество встречается чаще, считает г-н Варварин. Тем более что хищения из бюджета — это уже результат коррумпированности чиновников, начинается же все со взяток, говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. И это несмотря на то что, по оценкам главы контрольного управления администрации президента Константина Чуйченко, хищения составляют около 1 трлн руб., или 2,5% ВВП России. Взятки не только являются дополнительным налогом на бизнес, они парализуют эффективную работу правоохранительной и судебной систем. «Хищения же силовиками рассматриваются лишь как дополнительный источник заработка и кардинально не влияют на качество их работы», — указывает г-н Кабанов. «Я бы не стал выбирать из двух зол меньшее, коррупция в любом виде губительна для развития страны, — сказал РБК daily источник в Генпрокуратуре. — К примеру, было у нас дело: чиновник похитил из бюджета средства, предназначенные на бронежилеты для солдат, а чтобы сэкономить, заказ на их изготовление отдал компании, некачественно выполнившей его. По сравнению даже с крупной взяткой за отказ от проверки какого-нибудь предпринимателя такое хищение выглядит гораздо кощунственней». «Хищения и взятки в России тесно соседствуют. Так, украденные из бюджета средства зачастую идут на взятки другим чиновникам, чтобы потом никакие проверки не выявили этого самого хищения», — соглашается зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. «Единственное, в чем взятка точно превосходит хищение, — это в области своего применения, — вторит источник в МВД. — Пойманных за взятку в последнее время, как правило, сажают, а вот пойманные на хищениях редко доходят до суда, и все благодаря тем самым взяткам и умению предложить их кому надо». Тем не менее российские власти раздумывают, как уменьшить коррупционный налог на бизнес. Вчера стало известно, что в МВД разработан законопроект, позволяющий возвращать предпринимателям деньги, которые они потратили на взятки. Правда, это касается лишь выявленных случаев дачи «на лапу» чиновникам (по данным Верховного суда, в первом полугодии 2010 года за получение взятки в России осуждены всего 1009 человек). Если документ будет принят, бизнесмены смогут получить деньги, которые сейчас хранятся до решения суда, уже на этапе следственных действий.

Пять незаконных услуг от сотрудников ФНС

В новостях мы иногда видим сюжеты об успешных задержаниях чиновников Федеральной налоговой службы, которые в своей деятельности не пренебрегают взятками. И не всегда предприниматель оказывается злодеем: в сложностях налогового закона иногда с трудом разбираются и сами сотрудники ФНС, и судьи. Куда большее зло – принятие взятки; но госслужащие могут использовать для своего обогащения и другие незаконные методы. Какие именно и каким образом это происходит? Читайте ниже. Заплати – и иди! О взятках, которые берут налоговые инспекторы на проверках, говорят многое: то предприниматели сами предлагают деньги, то чиновники откровенно вымогают огромные суммы. Одно ясно точно: налоговые проверки часто сопровождаются дачей взяток. Об этом свидетельствует практика оперативных подразделений и следственных органов, которые периодически ловят чиновников при передаче денег. Деньги обычно передаются для проведения «тихой» проверки. Считается, что если налоговая пришла в компанию, то сумма доначислений должна составлять как минимум миллион рублей. Сейчас планирование ведется по аналитическим данным: есть ряд фактов, позволяющих усомниться в обоснованности получения налоговых выгод, чем их больше – тем вероятнее приход проверки. Соответственно, многие налоговые проверки просто не могут пройти без подозрений в необоснованной налоговой экономии, и предприятию приходится либо судиться, либо платить взятку. После получения взятки в акт о проведенной налоговой проверке вносятся заведомо ложные сведения. Это могут быть неверные данные о доходах, о численности штата, оценке тех или иных сделок. Некоторые аспекты финансово-хозяйственной деятельности, например, сделки со страховыми компаниями или потенциальными «однодневками», вообще не будут указаны, (если только проверка была не с целью вскрыть именно эти факты и доначислить налоги), дабы у надзорных органов не возникло подозрения в коррумпированности проверяющих чиновников.
Бухгалтерия не отходя от «кассы»
На практике вполне возможно попустительство начальства налогового органа в отношении конкретных налогоплательщиков. Разумеется, это небескорыстно. Да и следы коррумпированные представители налоговых органов заметают довольно искусно. Например, если директор компании не захочет забивать себе голову премудростями бухучета и налогообложения его доходов (речь идет о небольших компаниях), он может «договориться» с руководством налоговой инспекции. За перечисление сравнительно небольших, но стабильных вознаграждений налогоплательщик может подавать декларацию с «нулевыми» (или почти нулевыми) показателями. При этом внимание инспекторов к таким декларациям будет тоже «нулевым», поскольку они знают, в отношении кого не следует вести активную деятельность. Однако такой способ очень опасен. Как только в районном налоговом органе «поменяется власть», фирму могут проверить за последние три года. И в таком случае налогоплательщику не позавидуешь. Есть и более простой способ. Налоговый инспектор за дополнительное вознаграждение составляет и сдает какие-то отчеты. Предпринимателям нередко предлагают такое «облегчение», чтобы им не разбираться в налоговых правилах и не опоздать по срокам сдачи отчетности. Надо только подписать самому и печать приложить. Однако риски в этом случае точно такие же: инспектор может написать все что угодно, а отвечать будет только бизнесмен.
А кому налоговые тайны?
Как известно, налоговые органы обладают довольно ценной информацией об имуществе, банковских счетах и налоговой задолженности каждой из организаций и физических лиц. И в установленном законом порядке такая информация разглашается только в исключительных случаях, когда на то есть законные основания. Узнать об имуществе компании может, например, судебный пристав или следователь. Такая информация строго конфиденциальна. Но ее иногда удается получить и незаконно, за вознаграждение и в куда больших объемах, если заплатить соответствующее вознаграждение работнику инспекции ФНС, который может решить такой вопрос. Так, «заказчику» иногда могут быть предоставлены данные не только по самим открытым расчетным счетам, но и возможном движении денежных средств по ним. Можно узнать налоговую задолженность перед бюджетом. Можно найти имущество. Получив такую информацию, злоумышленники могут найти сокрытое для кредиторов (или рейдеров) имущество, за счет которого можно поживиться. Или просто шантажировать «коллегу», или использовать эту информацию против него. Также можно перерегистрировать в богатой фирме директора (этим как раз занимается ФНС) и под его подписью продать за гроши все ценное. В Санкт-Петербурге была целая группа «предприимчивых людей» в ИМНС № 15, некоторых даже посадили.
Свежие «однодневки»
Регистрация организации по действующим законам не представляет особой сложности. Конечно, для верного заполнения документов нужны соответствующие знания, умения и навыки, но получить отказ при их подаче довольно трудно: причин для отказа совсем немного, поэтому регистрируются практически все. Нередко служащие ИФНС сами идут навстречу учредителю, если тот по неграмотности поставил «галочку» в неправильной графе заявления. Однако встречаются и другие предприниматели, которые желают зарегистрировать фирму для заведомо незаконных целей, что ранее по уголовному законодательству именовалось лжепредпринимательством. Например, если нужно зарегистрировать фирму по несуществующему или фальшивому паспорту, без соответствующего волеизъявления номинального учредителя или «украсть» долю в уставном капитале ООО. ФНС является держателем реестра юридических лиц, и многие действия с ним могут принести хорошую прибыль злоумышленникам и кошмарные убытки для добросовестных предпринимателей. За это также предусмотрена уголовная ответственность, поэтому незаконные действия с таким реестром также могут сопровождаться внесением немалых платежей в адрес руководителя налогового органа или его заместителя.
Проверку заказывали? Оплачено!
За плату недобросовестные сотрудники ФНС также могли бы доставить хлопоты компании, которая является конкурентом для, к примеру, хорошего друга начальника ИФНС. При хорошем «улове» организацию можно вообще поставить под угрозу банкротства или парализовать ее работу. А поскольку есть на подобные услуги спрос, есть и предложение среди «оборотней» в налоговых органах. Для инициации проверки в компании нужно заплатить некую сумму либо предварительно, либо по итогам работы инспекторов (если они что-либо «накопают»). Проведение (читай: затягивание) камеральных проверок может доставить немало хлопот: то документы предъявить, то поставщика не найти и т.п. Однако поводов для проведения внезапных камеральных проверок практически нет. Зато выездные проверки можно проводить то по одному налогу, то по другому – лишь бы в плане на проверку стояла «нужная» организация. За это и денег побольше попросят. Самый дешевый вариант – проверка ККТ (у кого они имеются), хоть и мелочь, но тоже неприятность для конкурента. Можно быть уверенным, что просто так от жертвы налоговые органы не отстанут. Системой предусмотрено, что от налогоплательщика инспекторы должны добиться максимума из возможных недоимок, пеней и штрафов. А разбирательства налоговых споров в арбитражных судах дойдут как минимум до кассационной инстанции, поскольку у юридических служб есть неофициальное указание «сверху»: обжаловать максимум решений судов, вынесенных в пользу налогоплательщиков, даже если те для налоговиков являются абсолютно бесперспективными.

(Все права защищены. Публикация материалов разрешена только при условии указании ссылки на artiks.ru)

Заказать документ


Архив: 15.12 30.11 15.11 01.11 15.10






Copyright © 2002-18 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"