Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Экономические свежести



Обо всём


Обо всём

[02.03.2010-15.03.2010]

Президентский ИнСоР предсказывает новый глубокий кризис

В ближайшие годы Россия со своими ресурсами станет ненужной миру. Россия в цейтноте - времени для того, чтобы провести необходимые реформы и занять достойное место в мировом разделении труда, осталось совсем немного. Как заявил вчера европейским бизнесменам член правления Института современного развития (ИнСоР) Евгений Гонтмахер, в течение ближайших 5-10 лет Россия рискует оказаться на обочине мировой экономики, несмотря на свое сырьевое богатство. Весьма мрачные перспективы для России на пространстве СНГ представлены и в новом докладе ИнСоРа, который был опубликован в четверг. Опрошенные "НГ" эксперты также отмечают увеличение экономических угроз, но считают нарисованную в докладах картину излишне драматичной. "В течение ближайших 5, может быть, 10 лет Россия будет не нужна со своими ресурсами, - заявил вчера Евгений Гонтмахер, выступая на презентации доклада "Россия XXI века: образ желаемого завтра" перед членами Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). - Конечно, потребность в нефти и газе сохранится, но это будет другая потребность. Та, где цены на сырье будет диктовать покупатель, а не производитель, как это происходит сегодня". По словам Гонтмахера, Россия находится сегодня в том же положении, что и СССР в последние годы высоких нефтяных цен и накануне распада. "Нынешняя нефтяная цена - это по-прежнему успокоение, - продолжил он. - Год назад было около 30 долларов за баррель, и была паника - что делать, как быть?! А сейчас снова цены высоки, и думать о развитии не надо. Так что мы попали в ситуацию нового застоя". Вчера же в ИнСоРе был представлен доклад "Экономические интересы и задачи России в СНГ", в котором отмечается деградация экономических связей России со странами СНГ из-за конкуренции со стороны ЕС, США, Китая, Турции и Ирана. Так, в общем импорте СНГ доля российской продукции высокой степени обработки резко сокращается: по машинам, оборудованию и транспортным средствам - с 31% в 2000 году до 18,5% в 2008 году, по изделиям легкой промышленности - с 21,5 до 12%, по прочим готовым промышленным изделиям - с 28 до менее 17%. В то же время потеря опережающего влияния России на пространстве СНГ будет означать снижение ее международного веса, что неприемлемо с точки зрения национальных интересов. "Россия более не является безальтернативным стратегическим партнером для совместного развития стран Содружества. Экономически эту роль готовы взять на себя прежде всего Китай и Евросоюз", - отмечают эксперты института. При этом ЕС фактически игнорирует существование СНГ и других региональных союзов на постсоветском пространстве и избегает контактов с их рабочими органами. Не выступая прямо против интеграционных мероприятий, он умело использует различные инструменты, включая финансовую помощь на проведение экономических и политических реформ, для противодействия сплочению стран Содружества, утверждают авторы доклада. По мнению Гонтмахера, несколько лет для реформ у России в запасе есть. Важно лишь эффективно их использовать. Хотя каждый год откладывания этой самой модернизации, о которой говорят власти, - это отсрочка появления результатов. "Через несколько лет, когда окажется, что Россия ничем не может похвастаться, кроме как экспортными поставками сырья по тем ценам, которые нам диктуют, мы будем экспортировать людей, - полагает Гонтмахер. - Причем не только самых умных, как сейчас, а любые рабочие руки, которые в Европе будут востребованы, как сегодня происходит в той же Латвии, например. Что России в этой ситуации делать - честно говоря, не знаю. Тот президент, который в 2012 году будет избран, - для него эта проблема будет одной из главных". По мнению опрошенных "НГ" экспертов, авторы из ИнСоРа явно сгущают краски. В частности, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин критично относится как к самому документу ("Россия XXI века: образ желаемого завтра"), так и к его составителям. В области сырьевой политики есть другие прекрасные специалисты, у которых можно проконсультироваться по этому поводу, отмечает он. "Сегодня производители и так не диктуют цены на сырье, если не происходит взрывов танкеров или других катаклизмов. Цены на сырьевых рынках давно уже диктуют спекулянты, - напоминает Делягин. - И цена нефти зависит не от соотношения спроса и предложения, а от настроения этих самых спекулянтов. А еще от курса американской валюты и объема "горячих" денег в мировой экономике". По его мнению, Гонтмахер, безусловно, прав, отмечая тот факт, что американцы начали добывать сланцевый газ, что, в свою очередь, в стратегической перспективе меняет все сырьевые рынки мира. Однако с выводами Делягин готов поспорить. "Да, сегодня есть некий период застоя, - считает Делягин. - Но советский застой качественно отличался от сегодняшнего хотя бы меньшим уровнем коррупции. С нынешних 78 долларов за баррель в экономику доходит немногим больше, чем в 2003 году доходило с тогдашних 30 долларов". К тому же, как он считает, пассаж о том, что люди, которые "гробили страну", вдруг задумаются о ее спасении, как минимум выглядит странно. "Это можно сравнить с глистом, который, пожирая своего хозяина, вовсе не задумывается о его модернизации, - образно говорит Делягин. - Нынешняя бюрократия совершенно невосприимчива к таким советам". В свою очередь, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что торг между производителем и покупателем сохранится даже при избытке предложения. Другое дело, что чьи-то позиции в конкретный момент могут быть сильнее. "Сырьевое проклятие, если хотите так называть это явление, будет продолжаться и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе, учитывая, что Россия сама обрекла себя на выполнение этой роли, сооружая новые газо- и нефтепроводы, которые придется заполнять и выполнять долгосрочные обязательства", - полагает эксперт. В то же время, по его словам, модернизация, о которой без устали говорит высшее руководство, - это некое улучшение, тогда как экономике нужна коренная перестройка. По его мнению, во многом лимит времени будет зависеть от цен на энергоносители. "Если они будут по-прежнему высокими, то это отодвинет как модернизацию, так и перестройку, - считает он. - Пока есть еще остатки Резервного фонда, есть Фонд национального благосостояния и будущие внешние займы. На таком "подножном корме" страна может продержаться несколько лет - максимум года 3-4". А вот что будет дальше - когда этих источников не будет, зато накопятся долги, придется призадуматься.

ФАС собирается стать первым ведомством, взимающим госпошлину за рассмотрение жалоб

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается стать первым ведомством, взимающим госпошлину за рассмотрение жалоб. Оплачивать работу чиновников придется компаниям, которые жалуются на госзакупки. За прошлый год ФАС рассмотрела 27 464 жалобы на нарушения при проведении госзакупок, их число удвоилось, сообщил вчера руководитель службы Игорь Артемьев. Если рост продолжится, служба будет не в состоянии справиться с таким потоком жалоб и попросит правительство ввести госпошлину за их рассмотрение, заявил он. Сейчас компании платят пошлину за рассмотрение жалоб только в судах (она также предусмотрена за нотариальные действия, регистрацию и пробирный надзор). Оспаривать действия чиновников в прокуратуре или обжаловать их в вышестоящем органе (например, решение инспекции в ФНС) можно бесплатно. Дело не только в том, что служба не справляется с количеством жалоб, - из-за необоснованных претензий приходится приостанавливать исполнение контрактов на пять дней до окончания проверки, говорит начальник управления ФАС Михаил Евраев. Механизм обжалования так популярен у участников торгов именно из-за коротких сроков рассмотрения их заявлений, объясняет он. По словам Евраева, в 2009 г. признано обоснованными около половины жалоб. Инициатива согласовывается с заинтересованными ведомствами, Минэкономразвития ее в целом уже поддержало, рассказывает Евраев, но размер пошлины пока не согласован. Ставка не будет заградительной, но должна "заставить задуматься, стоит ли подавать заведомо необоснованные жалобы", продолжает Евраев. По его мнению, в случае признания жалобы обоснованной пошлина должна возвращаться, но этот вопрос до конца не решен. Минэкономразвития поддерживает инициативу, подтверждает замдиректора департамента Минэкономразвития Анна Катамадзе: необходимо минимизировать число жалоб по надуманным основаниям или для шантажа заказчика. По обоснованным жалобам пошлину нужно возвращать, считает Катамадзе, она должна быть дифференцированной в зависимости от суммы контракта, пока планируется сделать ее ниже судебной. ФАС контролирует соблюдение процедур закона о госзакупках в интересах государства и некорректно брать деньги с поставщиков за рассмотрение их жалоб, замечает гендиректор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов. Для решения проблемы он предлагает изменить процедуру рассмотрения жалоб: например, запретить обжаловать конкурсную документацию тем, кто участвовал в торгах. Если пошлина будет достаточно крупной - несколько десятков тысяч рублей, - то проще будет обращаться сразу в суд, минуя ФАС, считает партнер "Альфы консалтинг" Александр Иванов: по крупным контрактам заказчики часто игнорируют решения ФАС, и службе приходится судиться с ними. В суде дело слушается полгода, за это время контракт уже будет исполнен, не согласен Евраев. Руководитель направления по административной реформе ЦСР Владимир Южаков считает разумными аргументы ФАС, но предлагает найти другое решение проблемы: "Иначе создается опасный прецедент взимания платы не за госуслуги, а за контрольные функции". ФНС такой вопрос не рассматривает, утверждает ее представитель. "Брать деньги с пострадавших людей - неприемлемая позиция, - категоричен главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. - Но если практика взимания пошлин за рассмотрение жалоб появится, мы рассмотрим такую возможность для жалоб одной компании на другую".

(Все права защищены. Публикация материалов разрешена только при условии указании ссылки на artiks.ru)

Заказать документ


Архив: 01.05 15.04 01.04 15.03 01.03






Copyright © 2002-18 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"