Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Экономические свежести


Налоговый контроль



Налоговый контроль

[16.04.2011-01.05.2011]

В каких случаях разъяснения налоговиков спасут от штрафа и пеней

Выполнение письменных разъяснений финансовых и налоговых органов освобождает от ответственности и от уплаты пеней (подп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ). В письме Минфина России от 17.03.11 № 03-02-08/28 уточняется, какие именно сообщения налоговиков могут быть приравнены к официальным разъяснениям. По закону налоговые органы обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков (в том числе в письменной форме) о налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговиков, а также о порядке заполнения налоговой отчетности (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Такое информирование может быть индивидуальным (по запросу налогоплательщика) и публичным. Публичное информирование осуществляется по инициативе налоговых органов. А его способы перечислены в главе 12 Административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков (утв. приказом Минфина России от 18.01.08 № 9н). Так, типовые ответы на вопросы налогоплательщиков и другая информация могут размещаться на официальных сайтах ФНС и региональных управлений службы, в официальных изданиях налоговых органов, на информационных стендах в инспекциях, а также в СМИ. Кроме того, давать свою трактовку налогового законодательства сотрудники налоговых органов могут в ходе семинаров, "круглых столов" и иных мероприятий. При этом, как отмечается в письме Минфина, важно, кто проводит такое мероприятие. Ведь, как уже было сказано, информирование будет считаться официальным, если оно осуществляется по инициативе налоговиков. Если же семинар проводит сторонняя компания (налоговики не являются его инициатором и организатором), то лектор-сотрудник налогового органа будет считаться независимым экспертом. То есть руководствоваться позицией такого лектора, если она не соответствует официальным разъяснениям Минфина и ФНС, будет довольно рискованно.

Инспекторов не интересуют причины убытков и расхождения в отчетности

Высоки шансы избежать ответственности при проверке, даже если есть ошибки в расчете налога на прибыль и НДС. Инспекторы, которые порой проявляют излишнюю строгость в мелочах, не перестают пропускать крупные нарушения. Это подтверждает отчет о результатах проведенных ФНС проверок работы региональных инспекторов, который есть в нашем распоряжении. Налог на прибыль. Наибольшие трудности при проверке у налоговиков вызывают убытки, "дебиторка" и авансы. Так, высока вероятность, что инспекторы вообще не поинтересуются на ревизии, откуда взялась дебиторская задолженность и почему она оказалась в расходах. При всем повышенном внимании к убыткам инспекторы забывают контролировать их обоснованность. Данные ФНС свидетельствуют, что налоговики не требуют у компаний документы, подтверждающие происхождение и правильность переноса убытков. Не замечают проверяющие порой и очевидные ошибки. Например, что остаток прошлогоднего убытка сильно завышен. А бывает, не обращают внимания на то, что компании уменьшают налог на авансы, ранее не начисленные. НДС. ФНС отмечает, что налоговики не беспокоят компании вопросами о причинах расхождения в декларации по прибыли, в балансе и по НДС. Это происходит, даже если расхождения составляют десятки миллионов рублей. Налоговая служба приводит случай, когда компания сдала "нулевую" декларацию по НДС, при этом в бухгалтерской отчетности отразила почти 200 млн. рублей выручки от продажи имущества, а при проверке этого не заметили. Также ФНС отмечает, что инспекторы не беспокоят компании, которые по нескольку лет заявляют в декларациях льготы по НДС по статье 149 НК РФ. Налоговики просто не требуют никаких документов для подтверждения льготы. Также они не обращают внимания на случаи, когда компании принимали к вычету НДС с авансов в большей сумме, чем он был исчислен при реализации. Заметим, что подобные нарушения ФНС находит из года в год. А значит, несмотря на критику, на местах ничего не меняется и вряд ли налоговики начнут в срочном порядке исправлять свои недочеты.

Инспекция не вправе требовать составление произвольных документов

Как указал Минфин России, инспекция не вправе требовать от организации составления документов в произвольной форме, которая не предусмотрена законодательством. К таким формам можно отнести всякого рода сводные таблицы. Финансовое ведомство напомнило, что инспектор вправе требовать на проверку документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Документы должны соответствовать установленным действующим законодательством формам и служить основанием для исчисления и уплаты налогов. Требование ИФНС о представлении документов, составление которых не предусмотрено законодательством, может быть оспорено, отметил Минфин РФ.
Письмо Минфина России от 08.04.2011 г. № 03-02-07/1-113

Из-за связи с крупными контрагентами повышается риск проверки

Компании, чьи контрагенты оказались в плане выездных проверок, сами попадают под пристальное внимание налоговиков. А инспекторам становится легче выявлять схемы - перед выходом на проверку налоговики графически изображают движение товаров и денег. Так работает Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области. Решив, что ее методы дают хорошие результаты, она решила поделиться опытом со всеми аналогичными инспекциями страны. Технология подготовки к проверке такова. На основе всех данных об организации налоговики составляют "графическую схему ведения бизнеса, товарно-денежных потоков". Кстати, если инспекторы намерены доказать, что компания получила необоснованную налоговую выгоду с помощью однодневок, то схемы движения денег могут быть только замкнутыми, то есть они должны показывать, как средства проходят через однодневки и возвращаются к проверяемому налогоплательщику. Это подтверждают и суды (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.03.11 № КА-А41/555-11). Налоговики также составляют списки всех контрагентов налогоплательщика, которого планируют проверить. Каждого "отрабатывают" по информационным ресурсам - ЕГРЮЛ, ПК ВАИ, ПК "Однодневки", СПАРК и др. Заметим, что работают они не всегда идеально. Например, ПК ВАИ, который позволяет строить графики взаимозависимости, по словам самих инспекторов, иногда записывает в однодневки даже крупные компании. А в СПАРКе, где есть вид деятельности организации, численность, адрес компании и др., данные не всегда точные. У контрагентов, которые покажутся подозрительными, проводят "встречки". Учитывая недостатки работы ресурсов, не исключено, что проверки затронут и добропорядочные компании.

Уточнять ли годовой баланс, если он с ошибкой?

Яблоко раздора: ПБУ 22/2010 обязывает исправлять бухгалтерскую отчетность при ошибке, но в формах нет полей для корректировки и не ясно, сдавать ли "уточненки". Почему это важно: за искажения в отчетности инспекторы вправе оштрафовать компанию на 10 тыс. рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ). ПБУ 22/2010* предусматривает новый порядок исправления ошибок в бухгалтерской отчетности. Из него не ясно, надо ли уточнять годовую отчетность, если ошибка в ней обнаружилась уже после сдачи в налоговую инспекцию. Коллеги спорили об этом на форуме www.forum.glavbukh.ru, но к единому мнению так и не пришли.

ВЕРСИЯ № 1
ОШИБКУ ИСПРАВЛЯЮТ В ТЕКУЩЕЙ ОТЧЕТНОСТИ
Некоторые коллеги посчитали, что исправлять уже представленный баланс, отчет о прибылях и убытках и иные формы не надо. Когда неточности обнаружены уже после представления отчетности в инспекцию и службу статистики, их надо исправить в периоде обнаружения. А если неточность относится к предыдущему году, то в балансе за текущий период надо изменить вступительное сальдо. Только если из-за возникшей ошибки искажена налоговая отчетность, например по налогу на прибыль, надо сдать уточненные декларации за прошлый год.

ВЕРСИЯ № 2
ОБ ОШИБКЕ СООБЩАЮТ СПРАВКОЙ С ПОЯСНЕНИЯМИ
Другие участники обсуждения также пришли к выводу, что уточненную бухгалтерскую отчетность в инспекцию сдавать не надо. Но при выявленных ошибках потребуется представить в ИФНС специальную справку. Составить ее можно в свободной форме. В ней стоит пояснить, в каких строках баланса и иных форм отчетности допущены ошибки и на какую величину изменяется каждый неверный показатель. Это освободит компанию от штрафа за нарушение правил учета по статье 120 НК РФ, а директора - от административного штрафа по статье 15.11 КоАП РФ.

ВЕРСИЯ № 3
ДОСТАТОЧНО ЗАМЕНИТЬ ОТЧЕТНОСТЬ
Третьи участники спора посчитали, что баланс, отчет о прибылях и убытках и иные формы можно заменить. Правда, сделать это можно, только если не истекли конечные сроки сдачи отчетности, то есть 90 календарных дней по окончании года (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). После этого периода ошибки надо исправить уже в текущем году.

МНЕНИЕ "УНП"
УТОЧНИТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПРИ СУЩЕСТВЕННОЙ ОШИБКЕ
В учетной политике каждая компания закрепляет, какие ошибки для нее существенные, а какие нет. Несущественные ошибки исправлений не требуют. И за это никакая ответственность не предусмотрена. А вот отчетность, которая сдана с существенными ошибками, надо заменить. При условии, что ее еще не утвердили участники или акционеры. "Уточненки" надо подать как в службу статистики, так и в налоговую инспекцию. В пересмотренной отчетности надо раскрыть суть ошибок. ПБУ 22/2010 и приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н не определяют, как это сделать. Ведь в формах нет поля для номера корректировки. По нашему мнению, отчетность надо составить уже правильную, причем на бумаге. Иначе у тех, кто отчитывается электронно, повторный отчет не пройдет. Это нам подтвердили и налоговики на местах. Факт ошибок надо зафиксировать в пояснительной записке. А к исправленной отчетности приложить сопроводительное письмо. Это объяснит причину повторной сдачи. После утверждения уточнять отчеты не надо, а существенные ошибки надо скорректировать в текущей отчетности, пересчитав показатели прошлых лет (п. 7-9 ПБУ 22/2010).

(Все права защищены. Публикация материалов разрешена только при условии указании ссылки на artiks.ru)

Заказать документ


Архив: 15.05 01.05 12.04 29.03 15.03






Copyright © 2002-20 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"