Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Экономические свежести


Налоговый контроль



Налоговый контроль

[16.02.2010-01.03.2010]

ФНС раскроет, как считаются налоги

Налогоплательщики РФ скоро смогут узнать, как рассчитываются налоги, которые они уплачивают. ФНС планирует раскрыть эту информацию до конца года, пообещал глава службы Михаил Мокрецов. Он также пообещал, что из лексикона налоговиков уйдет само слово "доначисление" налогов.
До конца текущего года налогоплательщики РФ смогут узнать, как рассчитываются налоги, которые они уплачивают. Раскрыть эту информацию в рамках ресурса "личный кабинет налогоплательщика" планирует Федеральная налоговая служба. Помимо того, из практики налоговиков и даже из их лексикона должно уйти понятие "доначисление", пообещал глава ФНС Михаил Мокрецов, выступая на расширенной коллегии ведомства в четверг.

Будем знать, за что платить

Как рассчитываются налоги? К концу года российские налогоплательщики смогут все узнать. "В конце 2010 года мы откроем для налогоплательщиков доступ к такой информации, как рассчитываются их налоги", - рассказал Михаил Мокрецов.
Он напомнил, что в конце 2009 года ФНС запустила один из элементов электронной информации для налогоплательщиков - "личный кабинет налогоплательщика". При помощи этого ресурса налогоплательщики могут на сайте ФНС ознакомиться с информацией о своей задолженности по налогам, также распечатать платежное поручение.
По словам М.Мокрецова, при запуске ресурса "личный кабинет налогоплательщика" ФНС опасалась нареканий. Сбылись опасения, касающиеся того, что "налогоплательщик хотел бы знать, как исчисляются налоги, как производится сам расчет, потому что недостоверные или неполноценные базы данных, которые ФНС использует в расчетах налогов, порождают ошибки, о которых налогоплательщики не догадываются".
Именно это и стало причиной того, что ФНС планирует предоставить налогоплательщикам возможность знакомиться с такой информацией.
Однако, по словам руководителя ФНС, "здесь есть проблема - эта информация требует защиты, доступ должен быть ограничен, поэтому сейчас мы с надеждой ждем выхода в ближайшем будущем уточненного закона об электронной цифровой подписи".
После вступления в силу этого закона, как отметил М.Мокрецов, налогоплательщики смогут "знакомиться с персональной информацией уже в абсолютно защищенном варианте".
В целом, говоря о политике информационной открытости налоговой службы, М.Мокрецов отметил, что, с одной стороны, это формирует налоговую культуру граждан, а с другой стороны, создает для налоговиков обратную связь с налогоплательщиками, а также возможность "быстро и своевременно оптимизировать информацию, которую мы обрабатываем".
Он также подчеркнул, что активная работа с налогоплательщиками заставляет ФНС предъявлять более жесткие требования к информации баз данных регистрирующих органов.

Доначисление исчезнет?

Помимо того, М.Мокрецов пообещал, что из лексикона налоговиков уйдет само слово "доначисление" налогов. "В службе принято решение, что из нашего лексикона, из нашей практики уходит понятие "доначисление", - подчеркнул он.
"Мы ориентируемся сегодня на предпроверочный анализ, выездной контроль должен основываться именно на нем, при этом проверка должна проводиться лишь там, где мы усматриваем применение схем по минимизации налогов или точно знаем о нарушении налогового законодательства", - сказал глава ФНС. В то же время вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин предложил более сдержанный подход к вопросу о доначислении.
"Наша задача - найти баланс между ответственностью и обязанностями налоговиков и налогоплательщиков", - сказал он, выступая на той же коллегии ФНС.
А.Кудрин подчеркнул, что нельзя "серьезно ограничивать налоговые органы в их праве доначислять налоги по результатам проверок, так как это основная роль налоговых органов, но мы и не должны злоупотреблять этим правом, когда считается, что без санкции, без доначисления нельзя уходить с проверки". По словам министра, о таких случаях достаточно часто говорит бизнес.
Кроме того, он отметил, что возросло и количество нареканий относительно получения физлицами возмещения НДФЛ, "которое является долгим и не менее трудоемким, чем возмещение НДС для экспортеров".
Все это, по словам А.Кудрина, ведет к снижению доверия граждан к налоговым органам, к многочисленным искам, а также к признанию необоснованными многих решений налоговых органов. Он подчеркнул, что налоговые органы, в свою очередь, говорят о том, что "если мы не будем доначислять, не будем относить иски в суд, не покажем, как мы серьезно боремся в каждом конкретном случае, то к нам будут претензии МВД и прокуратуры, что мы недостаточно защищаем интересы государства". В связи с этим министр подчеркнул необходимость налоговиков и правоохранительных органов совместно отработать "типовые ситуации, которых сейчас очень много".
"Пока же в типовых ситуациях мы "наезжаем" на налогоплательщиков, чтобы защитить себя от возможных претензий правоохранительных органов", - сказал А.Кудрин. При этом министр отметил, что часто прокуратура обвиняет налоговые органы "в избыточном наезде и давлении на предпринимателей". "Таким уголовные дела тоже есть", - отметил министр.

ФНС хочет доступ к данным ЦБ и Росфинмониторинга

Для проведения предпроверочного анализа налогоплательщиков, который, по словам М.Мокрецова, призван заменить доначисление, ФНС "крайне необходим" доступ к базам данных ЦБ РФ и Росфинмониторинга. М.Мокрецов пояснил, что, в частности, ряд схем по незаконному возмещению НДС строится с использованием фирм-однодневок. "Успех контрольных мероприятий в отношении них напрямую зависит от оперативности их проведения", - отметил глава ФНС.
При этом доступ к данным Центробанка и Росфинмониторинга позволит "дистанционно проводить анализ и предпроверочные мероприятия, выявлять зоны риска, не вовлекая в этот процесс налогоплательщиков", - рассказал М.Мокрецов.
Отсутствие же доступа к этим базам данных приводит к тому, что ФНС регулярно посылает письменные запросы в организации и банки. "Запросы, которые мы в огромных количествах генерируем, создают нервозную обстановку в бизнес-среде, лавина запросов порождает домыслы", - отметил глава ФНС. В свою очередь заместитель руководителя ФНС Татьяна Шевцова отметила, что налоговым органам также необходим оперативный доступ к банковской информации.
"На сегодняшний день основным механизмом выявления лиц, вовлеченных в схему уклонения от налогообложения, является анализ движения денежных средств на счетах банков", - сказала она. Т.Шевцова при этом подчеркнула, что в настоящее время налоговая служба работает с банками в запросном порядке, из-за чего тратится много времени и неэффективно используются ресурсы как налоговой службы, так и банков.
По ее словам, бывают ситуации, когда сам коммерческий банк, являющийся участником той или иной схемы ухода от налогообложения, принимает решение - предоставлять или нет ту или иную информацию налоговым органам.
Вместе с тем замруководителя ФНС подчеркнула, что налоговая служба технологически готова к обеспечению более оперативного доступа к банковской информации. Она отметила, что следует внести необходимые поправки в Налоговый кодекс для обеспечения такого оперативного доступа налоговых органов к банковским счетам.

Поддержку получили, а отчисления не улучшили

Помимо прочего, М.Мокрецов посетовал на то, что "отдельные предприятия получили коммерческие кредиты под государственные гарантии, а финансовые и экономические показатели, а также налоговые поступления от них не улучшились".
По его словам, поступление налогов от предприятий, получивших госгарантии, за 9 месяцев 2009 года сократилось в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2008 года - с 33 млрд рублей до 3 млрд рублей.
М.Мокрецов отметил, что в 2009 году в целом на антикризисные мероприятия было направлено более 1,2 трлн рублей, в 2010 году на эти цели предполагается направить еще порядка 200 млрд рублей. По его словам, это, с одной стороны, позволит избежать негативных социально-экономических последствий кризиса, но с другой стороны, "мы должны понимать, как эти средства расходуются". В 2009 году было выдано около 70 государственных гарантий предприятиям на сумму 160 млрд рублей. Так, гарантии были предоставлены 19 сельхозпредприятиям и предприятиям пищевой промышленности, 15 металлургическим предприятиям, 10 организациям, занимающимся строительством и ремонтом судов. Половина предприятий, по словам главы ФНС, располагается в Москве, Татарстане, Санкт-Петербурге, Свердловской области.
Он также напомнил, что ФНС проводила ускоренное возмещение НДС металлургических предприятий, которые кроме этого получили и госгарантии. "Но отдельные металлургические заводы по итогам 2008 года продолжали выплачивать дивиденды своим акционерам, в 2009 году они еще и госгарантии получили, а по итогам 9 месяцев заявили убытки", - сказал М.Мокрецов.

Налог на недвижимость по рыночной стоимости введут не раньше 2013 года

На Международном форуме рынка недвижимости Минфин раскрыл карты: его представитель официально сообщил, что пугающий граждан налог введут не раньше 2013 года.
Дело в том, до сих пор окончательно не утверждена методика оценки недвижимости, на основе которой будет определяться стоимость жилья и земли для налогообложения. Однако уже точно решено, что кадастровая стоимость недвижимости (на нее станут начислять налог) будет приближена к рыночной, пояснил "КП" замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин.
Что касается ставки налога, то ее предельный размер будет установлен федеральным законом (Налоговым кодексом), а конкретные цифры утвердят местные власти каждого населенного пункта. На сегодня разработчики законодательства склоняются к тому, чтобы ставка не превышала 0,1% от кадастровойстоимости недвижимости.
- При таком раскладе вновь виснет в воздухе вопрос о том, стоит ли приватизировать жилье! - возмущается ведущий специалист по жилищному законодательству, депутат Галина Хованская. - Многие не могли решить - оформлять ли жилье в собственность, потому что ждали ясности: каким будет налог на недвижимость. Сейчас приватизацию продлили до 2013 года, но получается, что размер налога в любом случае станет известен после ее окончания! А ведь нужно помнить, что вместе с приватизацией прекратится и деприватизация, то есть люди уже не смогут отыграть назад и стать снова нанимателями жилья, если налог окажется неподъемным.
Выходом из такой ситуации, по мнению Галины Хованской, может стать новое продление приватизации либо вообще ее "превращение" в бессрочную, за что выступают некоторые депутаты.

Минфин рассказал об обстоятельствах, свидетельствующих о необоснованной налоговой выгоде

Минфин РФ в своем Письме от 04.02.2010 № 03-02-07/1-43 разъяснил вопросы подтверждения добросовестности контрагентов.
Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей, говорится в Письме, сам по себе не служит доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Исходя из судебной практики следует, указывает Минфин, что обстоятельствами, свидетельствующими о необоснованной налоговой выгоде, могут являться отсутствие регистрации в едином государственном реестре юридических лиц контрагента, регистрация контрагента по адресу массовой регистрации, ликвидация юридического лица в принудительном порядке, непредставление в налоговый орган контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности (представление отчетности с нулевыми показателями).
При этом для самостоятельной оценки рисков Минфин России рекомендует руководствоваться Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".

Россияне не пользуются законными налоговыми льготами

Специалисты юридического центра "Грациан и Гугуччио" отмечают, что россияне по-прежнему не знают об имеющихся у них правах на налоговые вычеты и льготы.
Проходящий сейчас период сдачи отчетности частных лиц в налоговую инспекцию, когда люди имеют возможность заявить о своих правах на значительные налоговые льготы и вычеты и вернуть уплаченный в течение года подоходный налог, показывает, что ситуация с осведомленностью граждан о данных процессах практически не изменилась с прошлого года. В нашей стране пользуются налоговыми льготами не более 10% частных лиц, имеющих на это право.
При этом нельзя не признать большие возможности по уменьшению налоговой нагрузки, предоставленные государством для граждан. Право на налоговые вычеты и льготы имеет очень широкая категория физических лиц - это и ипотечные заемщики, и покупатели недвижимости, и граждане, пользующиеся платными медицинскими услугами, заплатившие за свое или за обучение своих детей и многие другие. При этом, даже зная о данных возможностях, многие люди отказываются от них предполагая, что самостоятельно не смогут разобраться в формальностях, связанных с их использованием.
Для частных лиц заявительная процедура использования налоговых льгот и прав оказывается слишком сложной, а использовать услуги юридических компаний наши граждане по-прежнему не привыкли.

Садовники и няни, работающие у физлиц, будут платить налоги

Со следующего года службы занятости начнут работать по-новому - минздравсоцразвития готовит концепцию действий на рынке труда в 2011-2015 годах. В ней предусматриваются несколько иные подходы к борьбе с безработицей.
Об этом рассказал замминистра ведомства Максим Топилин на заседании российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям (РТК), возглавляет которую вице-премьер Александр Жуков. Замминистра не стал пока раскрывать все карты - документ находится в стадии разработки и на суд общественности будет вынесен со всеми подробностями уже в готовом виде. Однако намекнул, что в его основу ляжет создаваемая сейчас карта проектов развития рынка труда в России, в которой будут отражены экономические перемены страны и возникающие исходя из этого потребности в кадрах. "Мы намерены поставить рынок труда на инновационные рельсы, в документе будут учтены крупные инвестпроекты, переход на энергоэффективную экономику, повышение производительности труда и неизбежное при этом высвобождение и многие другие нюансы", - сказал Максим Топилин.
Второй аспект, который должен будет найти свое отражение в новой концепции - это легализация рынка труда. Вывод из тени тех россиян, которые трудятся у частников - садовниками, поварами, экономками, нянями и так далее. Таких, по экспертным оценкам, может быть не меньше 20 миллионов человек.
Правда, каким образом правительство хочет убедить их заключать договоры и платить налоги, тоже пока является тайной.
Третий момент - замминистра пообещал, что в рамках концепции будет подготовлен ряд законопроектов, стимулирующих развитие малого и среднего бизнеса. В частности, могут быть пересмотрены некоторые требования Трудового кодекса, уместные для крупных предприятий, но несущих лишь ненужную нагрузку для мелких. Например, создание графика отпусков. Если в фирме работают 2-3 человека, они вполне могут обойтись и без графика, но любая проверка трудовой инспекции, выявившей его отсутствие, обернется штрафами. И подобных "мелочей", провоцирующих административное давление, достаточно много. Кстати, профсоюзы и работодатели выразили протест против намерения минздравразвития ознакомить их с уже написанной концепцией. По их мнению, в подготовке документа должны в равной степени принимать участие представители работников и работодатели, чтобы документ в наибольшей степени отвечал интересам всех социальных партнеров. В принципе ведомство с ними согласилось, так что есть надежда, что документ в итоге получится максимально взвешенным.

Общий срок исковой давности - не для налоговой недоимки

Как известно, Налоговым кодексом РФ не установлен общий срок давности выявления недоимки. К этому Минфин добавляет, что налоговым законодательством также не предусмотрено распространение в отношении выявления налоговым органом недоимки установленного Гражданским кодексом общего срока исковой давности в три года.
Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок или сверки налоговых расчетов.
В случаях, когда составление акта не предусмотрено (например, проверка камеральная и отсутствуют признаки состава нарушения налогового законодательства), должен быть составлен документ о выявлении недоимки по утвержденной ФНС России форме.
Однако, обязанность налогового органа вручать налогоплательщику указанный документ, к сожалению, законодательно не закреплена (Письмо Минфина от 11 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-57).

(Все права защищены. Публикация материалов разрешена только при условии указании ссылки на artiks.ru)

Заказать документ


Архив: 01.05 15.04 01.04 15.03 01.03






Copyright © 2002-20 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"