Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Экономические свежести


Аудит



Аудит

[16.06.2010-01.07.2010]

Уточнен круг организаций, аудит бухотчетности которых проводится только аудиторскими организациями

Госдума сегодня одобрила во втором чтении проект федерального закона, которым вносятся изменения в ФЗ об аудиторской деятельности. Законопроект направлен на дальнейшую передачу функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов. Кроме того, проектом устраняются пробелы ФЗ об аудиторской деятельности, которые были выявлены в результате анализа правоприменительной практики. Так, уточняется круг организаций, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которых проводится только аудиторскими организациями. К таким организациям дополнительно относятся организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственные корпорации и государственные компании. Бухгалтерская (финансовая) отчетность этих организаций является источником информации для принятия органами государственной власти решений по управлению государственным имуществом. Основным институтом контроля достоверности их отчетности является независимый аудит. Законопроектом предусматривается существенное сужение круга аудиторских организаций, подлежащих внешнему контролю со стороны государства. Из числа таких аудиторских организаций исключаются те, которые проводят аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных и муниципальных унитарных предприятий. ФЗ дополнен положениями, обеспечивающими полномочия саморегулируемых организаций аудиторов по выдаче квалификационных аттестатов аудитора. Вводится право аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате аудиторской деятельности. Это соответствует требованиям Гражданского кодекса. Уточнено, что федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для всех аудиторов и аудируемых лиц. Федеральным законом предусмотрено утверждение правил независимости аудиторов и аудиторских организаций уполномоченным федеральным органом. Каждая СРО аудиторов принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. При этом указанные правила СРО одобряет на основе правил независимости, одобренных советом по аудиторской деятельности. Необходимо напомнить, что недавно Минфин России утвердил новое положение Совета по аудиторской деятельности. Соответствующий приказ финансового ведомства от 29.12.2009 № 146н зарегистрирован в Минюсте России 11 мая. Совет создается при Министерстве финансов РФ. Он рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности, проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и одобряет их, оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов. Кроме того, совет проводит по поручению Министерства финансов РФ экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, связанных с регулированием и осуществлением аудиторской деятельности и др. Документом утверждено также положение о рабочем органе Совета по аудиторской деятельности. Ранее создание такого органа не предусматривалось (приказом министерства от 03.06.2002 № 47н был создан только Совет по аудиторской деятельности при Минфине России). Этот орган должен подготавливать решения Совета по аудиторской деятельности. Проектом ФЗ вносятся поправки в том числе по функциям указанного рабочего органа Совета.

Минфин отчитался о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в 2009 году

Министерство финансов Российской Федерации опубликовало на своем официальном сайте Отчет "Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов". В настоящем Отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2009 году. Настоящий Отчет составлен на основе представляемых ежегодно в Минфин России отчетов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций. При подготовке Отчета использованы также законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2009 г. внешних проверок качества работы, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления внешнего контроля качества работы, материалы обсуждений по данному вопросу на заседаниях Совета по аудиторской деятельности при Минфине России.

Шестерка крупнейших аудиторов оценила реформы аудиторской деятельности в России

23 июня прошла встреча директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Леонида Зиновьевича Шнейдмана с представителями шести крупнейших международных аудиторских сетей: BDO, Deloitte, Ernst & Young, Grant Thornton, KPMG, PricewaterhouseCoopers, сообщила сегодня пресс-служба Минфина России. Встреча состоялась по просьбе представителей указанных аудиторских сетей. Во встрече приняли также участие представители Международной федерации бухгалтеров и некоммерческого партнерства «Аудиторская палата России». В ходе встречи Л.З.Шнейдман ознакомил представителей аудиторских сетей с принимаемыми в Российской Федерации мерами по совершенствованию бухгалтерского учета и аудита, переходу к применению международных стандартов отчетности и аудита, развитию саморегулирования аудиторской профессии. Представители аудиторских сетей проинформировали о проблемах, над решением которых они совместно работают в настоящее время. Состоялся обмен мнениями по представляющим взаимный интерес вопросам развития бухгалтерской и аудиторской профессии в России и мире. Представители аудиторских сетей высоко оценили работу, проводимую в России, по реформированию аудиторской деятельности и отметили соответствие ее направленности общепризнанным в мире тенденциям.

В ходе проверок в 2009 году меры дисциплинарного воздействия были приняты к трем аудиторским организациям

Минфин на официальном сайте опубликовал отчет за 2009 год: "Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов". В настоящем отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2009 году. Так, согласно опубликованным данным в 2009 году в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проведено 611 проверок. По экспертной оценке данными проверками были охвачены порядка 13 % всех аудиторских организаций, которые фактически вели аудиторскую деятельность в РФ. По сравнению с 2008 годом  количество проведенных в 2009 году внешних проверок качества работы аудиторских организаций сократилось на 8%. Уменьшение количества проведенных проверок имело место во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, за исключением АПР. Как и ранее, абсолютное большинство внешних проверок качества в 2009 году проведено в малых аудиторских организациях. Лишь 9 % проверенных аудиторских организаций проводили аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых организаций (кредитных и страховых организаций, организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованном финансовом рынке, др.). Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах. Из общего количества внешних проверок качества работы 99% являлись плановыми, 1% - проведены по поручениям Минфина России и на основании поступивших в профессиональные объединения аудиторов и аудиторских организаций жалоб. В 2009 году профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций (за исключением ИПБР) проведены 399 проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти проверки проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. По сравнению с 2008 годом количество проведенных в 2009 году внешних проверок качества работы аудиторов увеличилось в 2,5 раза. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, за исключением РКА. Расходы профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций на осуществление внешнего контроля качества за 2009 г. составили 8,2 млн. руб. или 10,7 % общих расходов этих организаций. По сравнению с 2008 г. совокупные расходы на осуществление внешнего контроля качества увеличились на 83 %, а их доля в общих расходах профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций – на 8,4 процентных пункта. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества произошло во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, которые осуществляли такой контроль, за исключением ИПБР. В проведении внешних проверок качества работы участвовали 662 контролеров качества профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций, в том числе 10 штатных контролеров. В 2009 г. штатные контролеры качества имелись в АПР и МоАП. В 2009 г. 604 аудитора прошли обучение по программе повышения квалификации «Обучение контролеров качества аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений». По результатам проведенных в 2006 - 2009 гг. внешних проверок качества работы аудиторских организаций профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций выданы 2449 сертификатов качества. Иными словами, профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций подтверждено качество работы 70 % аудиторских организаций, являющихся членами этих профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций. По результатам внешнего контроля качества работы в 2009 г. меры дисциплинарного воздействия принимались лишь ИПАР: трем аудиторским организациям были направлены предписания об устранении выявленных нарушений. Другими профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций меры дисциплинарного воздействия не принимались, что может свидетельствовать о низкой эффективности систем внешнего контроля качества, принятых в этих объединениях.

Утвердят ли повышенные критерии аудита до лета?

Законопроект о существенном увеличении критериев обязательного аудита, возможно, перенесут на осеннюю сессию. Самый краткий законопроект (несколько слов!) "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части отмены обязательного аудита для субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью) вызвал такой накал эмоций между авторами проекта и аудиторами, что, казалось, этот проект надолго осядет в Госдуме. Тем не менее он легко, с первого раза, прошел первое чтение. Вот уже близко было второе слушание проекта, а там и утверждение. Но недавно ситуация изменилась - вмешалось правительство, и рассмотрение проекта, возможно, перенесут на осеннюю сессию. Напомним, что в начале апреля, после серии обращений аудиторов был опубликован проект отзыва Правительства, поддерживающий основу проекта, но предложивший внести изменения. Замечания на проект принимались Минфином до 15 апреля. А 23 апреля законопроект прошел первое чтение. Непонятно, почему отзыв правительства, опубликованный за три недели до первого чтения, так и не дошел до Госдумы. 7 июня все СРО аудиторов вновь обратились за поддержкой, на этот раз к Президенту Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохину, с просьбой приостановить рассмотрение законопроекта № 319306-5 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона от 30 декабря 2008г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". А 9 июня отзыв правительства от 8 июня, подготовленный и опубликованный в виде проекта еще в начале апреля, наконец, поступил в Госдуму. Сейчас Госдума проводит согласование с Минфином, и законопроект, возможно, перенесут на осень.

PwC изменила свое мнение о ЮКОСе под угрозой потери лицензии

«Чушь собачья!» - такими словами назвал обвинения, выдвинутые против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, бывший глава Центробанка и экс-председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко. Выступая 31 мая в Хамовническом суде в качестве свидетеля защиты, Геращенко поведал о событиях 3—6-летней давности, которые не оставляют сомнений в причастности высших должностных лиц российского руководства к уничтожению ЮКОСа и их личной заинтересованности в преследовании его менеджмента. В частности, он рассказал о давлении на аудиторов ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" (российское подразделение PricewaterhouseCoopers). Геращенко уверен, что PwC изменила свое мнение о ЮКОСе под угрозой потери лицензии на работу в России. В свою очередь гособвинение предприняло попытку опровергнуть ту часть показаний свидетеля, где он говорил о причинах отзыва аудиторских отчетов "ПрайсвотерхаусКуперс". Прокурор Лахтин поинтересовался, на основании чего бывший руководитель ЦБ сделал такой вывод:
— Потому что мне было сказано: "мы хотим остаться и работать в России", — ответил Геращенко.
— Кем вам было сказано? — никак не мог взять в толк прокурор.
— Господом Богом! — не выдержал глупых вопросов Геращенко. — Я с ним иногда общаюсь…
Напомним, в 2007 году компания "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" отозвала все аудиторские заключения по отчетности ЮКОСа за 1996-2004 годы. Это произошло накануне рассмотрения апелляционной жалобы "ПрайсвотерхаусКуперс" на решение Арбитражного суда Москвы, признавшего незаконными договоры о проведении аудита ЮКОСа в 2002-2004 годах. Аудиторы считают, что отзыв заключений был условием компромисса PwC с госорганами. В декабре 2006 года ФНС обвинила "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" в том, что компания фактически являлась участником схемы ухода от налогов, использовавшейся НК "ЮКОС", и подала иск с требованием признать недействительными договоры PwC и "ЮКОСа" на проведение аудита за 2002-2004 годы. Арбитражный суд Москвы 20 марта признал эти договоры недействительными. Аудиторская компания была признана фактическим участником реализации незаконных налоговых схем ее клиентами. Ее также обвинили в нарушении профессиональных стандартов. Не исключено, что PwC пошла на соглашение с госорганами для сохранения лицензии (19 апреля 2007 года Минфин продлил ее на пять лет). С этого года государству организовывать подобного рода "компромиссы" будет сложнее: с 1 января 2010 года лицензирование аудиторской деятельности отменено, а "входным билетом" на рынок аудита стало членство фирмы в саморегулируемой организации.

Клиенты не обязаны соблюдать аудиторские стандарты?

18 июня теперь уже не законопроект, а закон «О внесении изменений в  Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (в части передачи функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов) принят в Госдуме в третьем чтении и направлен на утверждение в Совет Федерации.  Законом вносятся различные изменения в закон №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Основное новшество - регулировать аудиторскую деятельность будет по-прежнему Минфин, а вот контролировать качество аудита станет другое ведомство - Росфиннадзор. Кроме этого, в закон №307-ФЗ вносятся и другие изменения, не менее важные. Над одним из них законодатели особо помучались: заставить снова аудируемые организации соблюдать стандарты аудита или нет? Напомним, что законом №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" эта норма, действовавшая до 2009 года согласно закону №119-ФЗ "Об аудиторской деятельности, то ли случайно, то ли намеренно, но была отменена. Текст законопроекта «О внесении изменений в  Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (в части передачи функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов) к первому чтению в Госдуме такую обязанность восстанавливал: Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15) следующие изменения: <...> 2) в статье 7: а) пункт 3 части 1 изложить в следующей редакции: "3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также при оказании аудиторских услуг - для аудируемых лиц и лиц, заключивших договоры оказания аудиторских услуг". А к третьему чтению законопроект «О внесении изменений в  Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (в части передачи функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов), после внесения депутатами поправки, эту обязанность для аудируемых лиц восстанавливать не стал: Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15) следующие изменения: <...> 3) в статье 7: а) в пункте 3 части 1 слово "индивидуальных" исключить. Такое изменение и принято в окончательном варианте. В итоге текст пункта 3 части 1 статьи 7 согласно принятым Госдумой 18 июня 2010 года изменениям к закону №307-ФЗ стал таким (зачеркнутым шрифтом выделен исключенный текст, полужирным - текст добавлен):  1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности: 3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников. Хотя должен был стать согласно первоначальному, правительственному варианту проекта, другим (зачеркнутым шрифтом выделен исключенный текст, полужирным - текст добавлен): 1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности: 3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также при оказании аудиторских услуг - для аудируемых лиц и лиц, заключивших договоры оказания аудиторских услуг. Но не стал. Так что теперь уже нет сомнений: вольница для аудируемых организаций, установленная законом №307-ФЗ в 2008 году, была всё-таки намеренная, а не случайная. Причем произошла настоящая детективная история по принятию такого послабления для клиентов.

(Все права защищены. Публикация материалов разрешена только при условии указании ссылки на artiks.ru)

Заказать документ


Архив: 15.07 01.07 15.06 01.06 15.05






Copyright © 2002-18 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"