Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Экономические свежести


Аудит



Аудит

[16.03.2010-01.04.2010]

Состоялось заседание Совета по аудиторской деятельности

25 марта состоялось очередное заседание Совета по аудиторской деятельности. Совет одобрил перечень областей знаний, из которых устанавливается круг предлагаемых претендентам вопросов на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора. Данный перечень будет положен в основу новой программы квалификационного экзамена аудиторов. Повторно рассмотрен подготовленный Минюстом России проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"", предусматривающий установление обязанности аудитора уведомлять компетентные органы о выявленных в ходе аудита вероятных фактах взятки или коммерческого подкупа должностного лица. Совет принял заключение, в котором дан детальный анализ законопроекта. Высказано мнение, что предусматриваемые законопроектом требования должны формулироваться, в первую очередь, в законодательстве, относящемся к широкому кругу лиц, а не в специальном законодательстве. Принято решение о разработке проектов новых редакций федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности № 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" и № 14 "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита" в соответствии с Международными стандартами аудита. Одобрены предложения рабочей группы по вопросу соблюдения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации. Саморегулируемым организациям аудиторов рекомендовано устанавливать аудитору, находившемуся в отпуске по уходу за ребенком не более 727 календарных дней, в течение календарного года, следующего за годом окончания данного отпуска, прохождение обучения по программам повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, включая годы, когда аудитор находился в отпуске по уходу за ребенком. Продолжено начатое на предыдущих заседаниях Совета обсуждение вопросов противодействия коррупции с аудиторской деятельности. Советом даны соответствующие рекомендации по организации и осуществлению этой работы. Заслушана информация о ходе реализации Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в 1 квартале 2010 г., а также о законотворческих инициативах в сфере аудиторской деятельности. Рекомендовано провести квалификационные экзамены во втором полугодии 2010 г. c 17 по 22 сентября и с 29 октября по 2 ноября 2010 г.

Аудиторы просят Госдуму приостановить рассмотрение проекта о повышении критериев по обязательному аудиту

СРО аудиторов обратились в Госдуму с просьбой приостановить рассмотрение проекта о повышении критериев по обязательному аудиту. Напомним, что в Госдуме рассматривается законопроект, в восемь раз снижающий число организаций, обязанных проводить аудит. Объединения получили сотни обращений от своих членов против проекта. И вот 16 марта 2010 года все действующие СРО аудиторов обратились официально в Госдуму с просьбой приостановить рассмотрение этого проекта. Проект "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности": Внести в пункт 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 302-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15) изменение, заменив слова "50 миллионов" словами "400 миллионов", слова "20 миллионов" словами "160 миллионов".

В феврале-марте экзамен по общему аудиту не сдали 63% претендентов

Сегодня на официальном сайте Минфина России опубликовано информационное сообщение о предварительных результатах квалификационного экзамена аудиторов, проведенного в феврале - марте 2010 года. Квалификационный экзамен в части письменной работы проходил в базовых учебно-методических центрах федеральных округов. К экзамену по общему аудиту были допущены 686 претендента, фактически сдавали экзамен 581 претендент. Получили положительную оценку 210 претендентов (36,1 % от общего числа фактически сдававших экзамен), отрицательную - 371 претендент (63,9 %). Из общего числа получивших отрицательную оценку 221 претендент (59,6 %) не прошел тестирование, 150 (40,4 %) - не выполнили письменную работу. К экзамену по банковскому аудиту были допущены 18 претендентов, фактически сдавали экзамен 11 претендентов. Получили положительную оценку 8 претендентов (72,7% от общего числа фактически сдававших экзамен), отрицательную - 3 претендента (27,3 %). Из общего числа получивших отрицательную оценку 1 претендент (33,3 %) не сдал тестирование, а 2 претендента (66,7 %) не сдали письменную работу. Результаты квалификационного экзамена будут рассмотрены на очередном заседании Совета по аудиторской деятельности при Минфине России. Следующий квалификационный экзамен будет проведен c 21 по 26 мая 2010 года.

Рейтинги аудиторских фирм могут стать достоверными

Президент компании ФБК Сергей Шапигузов считает, что если информация СРО аудиторов о своих членах станет более полной, то рейтинги аудиторских фирм начнут формироваться автоматически, причем станут действительно достоверными. "Одна из задач СРО - ведение реестра своих членов. Очень важно иметь открытый реестр, доступный в интернете, чтобы в нем были обнародованы не только адреса и телефоны аудиторских компаний, но и ряд количественных параметров, в том числе и объем выручки", - отметил президент ФБК. По его словам, "полный, достоверный и доступный реестр аудиторов и аудиторских организаций - это один из основных инструментов, позволяющих понять, что происходит на нашем рынке. В этом случае рейтинги будут формироваться практически автоматически, а главной задачей рейтинговых агентств станет правильное определение аудиторской группы, работающей под одним брендом". Кстати, в 2002 году, когда только что вступил в действие закон №119-ФЗ Об аудиторской деятельности и был принят ряд документов по регулированию аудита (Временное положение об аккредитации аудиторских объединений, Положение о работе Совета по аудиторской деятельности), нас обнадежили, что Минфин будет сам обобщать поступающие к нему сведения, а затем публиковать рейтинги и обзоры рынка аудита. Приказом Минфина №47н даже предусмотрена обязанность Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ: - Совет изучает, обобщает и распространяет опыт аудиторской деятельности, организуем подготовку информационных, методических и учебных материалов в этой области, необходимых для проведения и совершенствования аудита (пункт 8 приказа Минфина №47н от 03.06.2002). Спустя несколько лет обзоры рынка аудита, действительно, появились (Минфином опубликованы обзоры рынка аудита за 2005-2008 годы). Но до рейтингов так и не дошло: далеко не все аудиторские фирмы не только не вступили в аудиторские объединения, но некоторые даже не сдавали ежегодные отчеты в Минфин. А вот сейчас, с 2010 года, условия для формирования таких рейтингов есть: практически все аудиторские фирмы уже вступили в СРО аудиторов. Впрочем, теперь сложность в другом: вряд ли СРО аудиторов будут публиковать подробные сведения о своих членах, так что информация о российском рынке опять будет неполная. Но зато у Минфина такие возможности есть! Ведь он ведет контрольный (сводный по всем СРО аудиторов) реестр аудиторов и аудиторских организаций России. Так что шансы на появление объективных рейтингов аудиторских фирм есть. И неважно, кто будет их публиковать: Минфин или какое-то агентство на основании сведений СРО аудиторов.

О "сером" аудите

Фиктивный аудит - не такое уж редкое явление в российской действительности. Причина этого явления - отсутствие должного контроля работы аудиторов. Аудитор, который предлагает дешевые услуги, скорее всего, составляет фиктивные отчеты. То есть проводит лишь формальную проверку предприятия, и, мягко говоря, штампует стандартное аудиторское заключение. Это вполне устраивает недобросовестных аудиторов - как легкий способ зарабатывания денег: не надо "париться", скрупулезно проверяя нередко запутанную бухгалтерию заказчика, подключать (нанимать) дополнительных сотрудников, оформлять рабочие документы аудитора, чтобы соблюсти аудиторские стандарты. Удобна такая услуга и для руководителей некоторых малобюджетных предприятий, поскольку дешево, зато вот потом может быть и сердито - при встрече с налоговой и прочими проверяющими организациями. Это уж кому как повезет. "Аудиторская проверка - работа трудоемкая, требующая привлечения высококвалифицированных специалистов. Помимо зарплаты необходимо оплачивать затраты на соблюдение аудиторских стандартов, повышение квалификации, внешний и внутренний контроль качества и т.п. Поэтому внешняя ставка 1 человека-часа работы аудитора должна быть не менее 600 рублей, - говорит Соелма Доржиева, руководитель ООО АФ "Триада Аудит". - И дешевый аудит, которые предлагают некоторые недобросовестные аудиторские фирмы ценой 250-300 рублей за человеко-час, говорит о том, что, скорее всего, они экономят на зарплате сотрудникам, на качестве услуг. Как правило, у них плохо организована система внутреннего контроля, или вообще нет таковой. И в дальнейшем такой фирме трудно будет пройти внешний контроль качества". А причина появления "массы "серых" фирм, совершенно не соблюдающих стандарты аудиторской деятельности и принесших на рынок ужасающий ценовой демпинг", как считает руководитель ЗАО "Новосибирское аудиторское товарищество" СЮ. Токарев, в несовершенстве системы лицензирования аудиторской деятельности и отсутствии контроля со стороны лицензирующего органа, то есть Минфина РФ. А с января этого года вместо лицензий вводится обязательное членство в аудиторской СРО (саморегулируемой организации). "Сейчас с принятием новой редакции Закона об аудиторской деятельности появилась реальная возможность вернуть потерянное и восстановить в обществе уважение к профессии аудитора", - говорит С. Токарев. И для этого, по его мнению, в первую очередь нужно устранить ценовой демпинг. "Тем, кто демпингует, не место в профессии", - заявляет он. По мнению большинства аудиторов, головные организации должны играть решающую роль в повышении качества аудита, в борьбе с недобросовестным аудитом. Для этого потребуются средства и поэтому членские взносы нужно не уменьшать, а увеличивать. Не боясь при этом, что с рынка уйдут маломощные, с финансовой точки зрения, фирмы. Ведь, по большому счету, за некачественные услуги будет расплачиваться СРО - из средств компенсационного фонда, собранного вскладчину из взносов своих членов. Кроме того, фиктивный аудит, а также предоставление аудиторских услуг без членства в СРО - это уже экономическое преступление, преследуемое уголовным законодательством. А в случае установления фактов применения ставки ниже установленной нарушитель (фирма или частный аудитор) должен подвергаться усиленной проверке качества, в том числе и внеочередной. Так что там, где Минфин не уследил, коллеги по цеху и потенциальные конкуренты проследят все - от маленькой недоработки до последней копейки.

Компания ФБК внедрила программу автоматизации аудиторской деятельности на платформе Lotus

Сотрудники департаментов методологии аудита и общего аудита ФБК при содействии специалистов департамента поддержки и развития информационных технологий создали и внедрили на платформе IBM Lotus программу автоматизации процесса аудита "Аудит.ДА", которая основана на действующих стандартах аудита и позволяет аудитору качественно выполнять свою работу. Программа рассчитана на ведение аудиторских файлов в соответствии с российскими стандартами аудита и может применяться на каждом этапе аудиторской проверки, от начальной формулировки стратегии и плана проверки до конечных этапов - формирования аудиторского заключения. Вся документация аудита ведется в электронном виде, включая программы аудита, рабочие документы аудитора и электронные копии документации клиента в произвольном формате: текстовом, графическом и т.д. До недавнего времени процедура документирования аудита, особенно крупных компаний была довольно громоздкой и трудоемкой: аудиторам приходилось вручную заполнять огромное количество бумажных документов, хранить громоздкие бумажные архивы. В лучшем случае - работать с большим числом разрозненных электронных документов, что сильно затрудняло контроль полноты аудиторской проверки: порой контроль занимал время не меньшее, чем сам аудит. Для облегчения жизни аудитора и решения сразу многих задач и была создана программа "Аудит.ДА". Двумя основными целями, по словам заместителя директора департамента общего аудита ФБК Натальи Кулаковой, было документирование процесса аудита в соответствии со стандартами аудита и улучшение процедуры контроля качества работы аудиторов. Обе они решены. При этом появилась возможность прямого контроля полноты аудита (контролер качества видит весь список документов, который создан аудитором) и глубины проверки (по необходимости можно поднять электронные архивы, проанализировать ход аудита за практически любой период). Еще один момент - автоматизация процесса создания аудиторских бланков в соответствии с выбранной стратегией и планом аудиторской проверки. Известно, что процесс аудита представляет собой набор процедур, регламентируемых федеральными стандартами аудита, а с января 2010 г. - также и стандартами саморегулируемых аудиторских организаций (СРО). Кроме того, крупнейшие российские компании, в том числе и ФБК, применяют еще и международные стандарты аудита, разработанные Международной федерацией профессиональных бухгалтеров. Методический комитет по аудиту компании ФБК ежегодно вырабатывает рекомендации и положения (процедуры) по проведению аудита и структуре документов, которые аудиторы ФБК должны заполнить в ходе проверки с учетом изменений в действующих стандартах аудита, бухгалтерского и налогового учета. На основе этих методических положений в программе "Аудит.ДА" создаются стандартные шаблоны бланков. А аудитор выбирает необходимые ему для работы бланки и заполняет их. В зависимости от характера проводимого аудита и специфики проверяемых организаций аудитору могут понадобиться разные наборы бланков. Такая возможность программой предоставляется: любая принятая на том или ином предприятии учетная политика может быть проверена с использованием набора стандартных элементов ("бланков") программы. Таким образом, повышается стандартность процедуры, сокращается время на подготовку и старт проекта. В итоге, экономится время. По словам директора департамента поддержки и развития информационных технологий ФБК Юрия Немченинова, использование программы "Аудит.ДА" позволяет повысить эффективность работы аудиторских коллективов минимум на 15%. С внедрением программы удалось, используя средства управления документооборотом, предоставляемые платформой Lotus, решить еще несколько дополнительных задач, помогающих аудиторам и улучшающих качество их работы: o Программа позволяет авторизовать пользователей. Каждое действие авторизованного пользователя отражается в заполняемых им документах и всегда имеется возможность установить авторство изменений, вносимых в документы аудиторского проекта. o Программа позволяет создавать рабочие группы (аудиторские коллективы), каждый из членов такого коллектива имеет доступ к документам проекта. o Программа позволяет установить иерархию членов коллектива и предоставить им разные права по редактированию документов в следующих "ролевых позициях" в процессе проверки: аудитор, руководитель проверки , контролер качества. o В рамках рабочей группы можно произвести распределение обязанностей и компетенций между участниками проекта, с тем, чтобы каждый мог реализовывать те задачи, которые поручены руководителем проекта. o Благодаря использованию платформы Lotus Notes у аудиторских коллективов появляется возможность удаленной работы и распределенной групповой работы над одним документом. Также решается проблема "мобильности" рабочего места при необходимости проведения "выездных проверок": на мобильном устройстве (например, ноутбуке) аудитора устанавливается клиентская программа, создаются необходимые документы, а затем они могут быть переданы в общую БД и использоваться другими участниками проекта. o При необходимости весь комплект документов, созданный аудиторами в процессе проведения проверки, может быть представлен в виде электронных перечней со ссылками и вложенными документами. Программа успешно введена в эксплуатацию и уже показала свою эффективность в решении тех задач, ради которых она и создавалась. Более того, по словам президента ФБК Сергея Шапигузова, "сегодня ФБК рассматривает вопрос о том, чтобы делиться этой наработкой с крупнейшими российскими аудиторскими компаниями".

(Все права защищены. Публикация материалов разрешена только при условии указании ссылки на artiks.ru)

Заказать документ


Архив: 01.05 15.04 01.04 15.03 01.03






Copyright © 2002-18 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"