Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Экономические свежести


Аудит



Аудит

[16.03.2011-31.03.2011]

Из истории аудиторских услуг

Аудиторские услуги, которые стали особенно востребованными в последнее время в Москве, имеют довольно длинную историю. Само понятие аудита пришло еще из XIX века, когда в Европе появились первые акционерные компании. В переводе это слово означает "слушает", "слушающий". Возникновение аудита, то есть финансовых проверок связано с тем, что с развитием бизнеса интересы тех, кто непосредственно управляет компанией и на ней трудится, и тех, кто инвестирует в предприятие деньги, стали расходиться. Финансовая отчетность, которую предоставляли бухгалтеры компании учредителям для ознакомления, их уже не устраивала. Все чаще стали отмечаться случаи банкротства предприятий, а финансовые махинации достигли таких размахов, что никакие бухгалтерские услуги от сторонних компаний не в состоянии были наладить ситуацию. Акционеры и инвесторы хотели иметь четкую уверенность в том, что никакого обмана нет, и отчетная документация, которую они созерцают, это реальная информация, и она показывает положение дел на предприятии без прикрас. Для проверки достоверности финансовой информации и проверки бухгалтерской отчетности, акционеры стали привлекать специалистов, которые и были призваны выполнять эти проверки. Считается, что аудиторские услуги изначально доверяли только тем, кто отличался честностью, независимостью и добросовестностью. Географически аудиторские услуги появились а Англии, где в конце XIX века начали появляться первые законы (на сегодня их огромное количество), согласно которым не реже одного раза в год компании, которые указаны в специальном перечне, должны были подвергаться финансовым проверкам бухгалтерской отчетности. В России впервые аудит появился во времена правления Петра Первого. Только в то время аудиторы совмещали в себе еще несколько функций, выполняли особенности секретаря и прокурора. До 30-х годов XX века попытки использовать аудиторские услуги в Москве были только неудачными. Но с 1928 года потребность в компаниях, предоставляющих аудиторские и бухгалтерские услуги, резко возросла. Требования к профильным специалистам тоже ужесточаются, как возрастает и цена за подобные услуги. В эти времена по всему миру властвовал кризис, отсюда и такие тенденции. Когда плохие времена закончились, практически все страны стали вводить у себя требования, согласно которым документов, которые должны быть в годовой отчетности, стало больше. Возможностей для махинаций стало меньше, аудит делал свое дело. Россия "обзавелась" компаниями, которые предоставляют аудиторские услуги, сравнительно недавно. Экономическая ситуация в стране диктует такие условия, согласно которым развитие аудиторской "отрасли" происходит стремительно. Первые аудиторские организации содержали в себе иностранных специалистов, ведь в то время почти во все предприятия капиталы вкладывали иностранцы. С появлением современных банков, акционерных обществ и холдингов, сфера аудиторской деятельности стала шире. Согласно статистике, в России услуги аудиторских проверок оказывают несколько компаний с мировым именем. Это международные организации, специалисты которых трудятся во многих странах, и самые крупные компании прибегают к их услугам. Каждая из этих крупных фирм, как правило, сотрудничает с любыми компаниями, консультируя их, тогда как организации, предоставляющие аудиторские услуги в Москве, обычно осваивают какую-нибудь одну сферу деятельности. Но главное - все уже успели оценить, насколько это удобно, хоть и затраты на такой сервис - немалые.

Состоялось заседание Национального Совета саморегулируемых организаций аудиторов

В пятницу 11 марта 2011 года состоялось очередное заседание Национального Совета саморегулируемых организаций аудиторов, в котором приняли участие руководители СРО аудиторов. На заседании был рассмотрен вопрос о проекте Устава Национального Совета саморегулируемых организаций аудиторов. П ринято решение о переименовании Национального совета СРО аудиторов в Национальный Совет по аудиторской деятельности. Разработанный проект устава был принят за основу и поручено НП "ИПАР" в срок до 16 марта 2011 года доработать окончательный текст Устава с учетом сделанных поправок и разослать во все СРО аудиторов на утверждение. В срок до 23 марта 2011 года провести электронное голосование по принятию окончательного варианта Устава. Также НП "ИПАР" поручено подготовить комплект документов по регистрации Национального Совета в Минюсте. Следующим вопросом Председатель Национального Совета Шеремет А.Д. предложил на утверждение кандидатуры, поданные от всех СРО аудиторов, для формирования высшего коллегиального органа управления - Президиума Национального Совета по аудиторской деятельности. Было решено утвердить Высший коллегиальный орган управления Национального Совета в следующем составе:
- от СРО № 1 НП "АПР" - Грязнова А.Г., Винокуров М.Д., Веренков А.И.
- от СРО № 2 НП "ИПАР" - Лимаренко Д.Н., Долотенкова Д.К., Самойлов Е.В.,
- от СРО № 4 НП "МоАП" - Фетисова О.А., Колбасин В.И., Габович Г.Б.,
- от СРО № 5 НП "РКА" - Руф Александр Л., Руф Алексей Л., Журавлев И.Б.,
- от СРО № 6 НП "ААС" - Шеремет А.Д., Носова О.А., Чая В.Т,
- от СРО № 3 НП "Гильдия аудиторов ИПБР" отложить утверждение трех представителей от СРО № 3 до момента подтверждения легитимности избрания руководства СРО НП "Гильдия аудиторов ИПБР".
Далее была рассмотрена анкета для опроса членов СРО аудиторов исходя из доклада Минэкономразвития России "Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности", разработанная НП "ИПАР". Принято решение - принять анкету за основу и поручить НП "ИПАР" в недельный срок доработать анкету с учетом замечаний и разослать во все СРО аудиторов. Всем СРО аудиторов провести анкетирование и на следующем заседании всем СРО аудиторов дать информацию о результатах проведенного анкетирования. Председатель Центрального Совета НП "РКА" Руф Александр Л. представил информацию о ходе подготовки к проведению международной конференции, планируемой для проведения СРО аудиторов совместно с IFAC в 2011 году. Информация была принята к сведению и принято решение продолжить работу по подготовке международной конференции СРО аудиторов совместно с IFAC. Генеральный директор НП ААС Носова О.А. доложила вопрос об утверждении председателей комитетов Национального совета по аудиторской деятельности. После краткого обсуждения было решено утвердить председателей комитетов Национального совета в следующем составе: - Комитет по членству и ведению Реестра - Виноградова В.Л., - Комитет по контролю качества - Павлов Е.В., - Комитет по этике, спорам и апелляциям - Мурджикнели Л.В., - Комитет по образованию - Носова О.А., - Комитет по стандартам и аудиторской практике - Слепов Д.Н., - Комитет по взаимодействию с органами государственной власти - Матвеев А.В., - Комитет по региональной политике - Желтяков Д.В., - Комитет по противодействию недобросовестной конкуренции - Самойлов Е.В., - Комитет по противодействию коррупции - Бутовский В.В., - Комитет по международным связям Руф Александр Л. Утверждение председателей Комитета по правовым вопросам и Комитета по информационным вопросам и работе со СМИ отложить до момента получения кандидатур от СРО "Гильдия аудиторов ИПБР", подписанных руководством СРО с подтверждением легитимности избрания руководства СРО НП "Гильдия аудиторов ИПБР". Также было утверждено Типовое положение о комитете и поручено председателям комитетов Национального Совета к 25 апреля 2011 года разработать Положение о своем комитете на основе Типового положения о комитете Национального Совета по аудиторской деятельности. Также председателям комитетов Национального Совета к 25 апреля 2011 года представить на утверждение списки членов своего комитета. Следующее заседание Национального совета по аудиторской деятельности намечено на 28 апреля 2011 года.

Состоялся первый упрощенный экзамен по аудиту

17 марта 2011 года единая аттестационная комиссия провела первый упрощенный экзамен по аудиту. Раздел "Расписание экзаменов" на сайте ЕАК по-прежнему пустует, но начало положено: сегодня проходит первый упрощенный экзамен. Результаты экзамена станут известны в течение двух недель. Согласно Положению об упрощенном порядке сдачи экзамена аттестационная комиссия не позднее 10 календарных дней со дня проведения экзамена примет решение о сдаче претендентами экзамена, и только после этого, не позднее 5 календарных дней, объявит свое решение (пункты 35-36 Положения). Когда пройдет следующий экзамен, пока неизвестно. Планируется, что упрощенный экзамен по аудиту будет проводиться ежемесячно. А учебные центры начинают формировать свою программу для предварительного обучения к упрощенному экзамену. Обучение по всем разделам экзамена (бухучет в банковской сфере, бухучет в небанковской сфере, аудит) обойдется недешево - более 20 тысяч рублей. Впрочем, каждый претендент будет отвечать на тесты лишь по двум разделам (аудит и бухучет - либо в небанковской, либо в банковской сфере), а то и по одному (аудит), в зависимости от вида и даты получения аттестата.

Совета по аудиту при Минфине не будет

Национальный Совет по аудиту СРО аудиторов, возможно, заменит так и не созданный новый Совет по аудиту при Минфине. Законом №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" установлено, что при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности. Новый состав совета должен был приступить к работе в 2010 году. Минфином были разработаны Положение о Совете и Положение о рабочем органе Совета, но на этом всё и завершилось: состав нового Совета не создан, никакой информации о нем нет, и, скорее всего, его вообще не будет. И вот сейчас СРО аудиторов создают свой Совет. Сначала его назвали Национальным советом СРО аудиторов, теперь решили переименовать в Национальный Совет по аудиторской деятельности. Как сообщают СРО аудиторов, этот Совет будет зарегистрирован как самостоятельное юридическое лицо, и у него будет свой сайт.

В ближайшее время рынок госзакупок в области оценки и аудита претерпит существенные изменения

23 марта в Исполкоме Профсоюза оценщиков состоялся круглый стол, посвященный обсуждению вопросов, связанных с законодательством госзакупок. То, что нынешний закон о государственных и муниципальных закупках (94-ФЗ) несовершенен, признает большинство оценщиков и аудиторов. Профсоюз оценщиков обращался к Президенту РФ, проводил ряд встреч в Администрации Президента РФ по вопросу изменений законодательства, связанных с размещением госзаказов по оценке и аудиту. На необходимость серьезных изменений обратил внимание и Президент в своем Послании. Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе было поручено подумать, как улучшить процесс государственных закупок в стране. Весьма близкие до недавних пор позиции минэкономразвития и ФАС по совершенствованию законодательства о госзакупках разошлись. В эти дни ведомства представили на суд общественности диаметрально противоположные концепции законопроектов о регулировании госзаказа. ФАС предлагает развивать идеи, заложенные в 94-ФЗ, максимально перевести госзакупки на электронные аукционы, выбирая победителя исключительно по цене, не допускать установления каких-либо ограничений по участию в госзакупках поставщиков, в том числе квалификационных. Минэкономразвития считает, что решать задачу надо комплексно и рассматривать этап выбора поставщика лишь как одно из звеньев замкнутой цепочки размещения заказа, в которую также входит прогнозирование, планирование, бюджетирование, исполнение и мониторинг контрактов, оценка эффективности проведенных закупок. Одним из камней преткновения является предлагаемое расширение процедур выбора поставщика, возвращение предквалификации и ограничение сферы применения электронных аукционов. Арбитром может стать премьер. Сегодня оба документа находятся в правительстве и планируются к рассмотрению на Президиуме 24 марта. "Предсказать, чья концепция в итоге будет поддержана правительством и представлена президенту, сложно, - высказался Председатель Профсоюза оценщиков В. В. Пискурев. - С одной стороны, Минэкономразвития по закону отвечает за систему госзакупок, с другой - в последние годы практически все значимые изменения в 94-ФЗ фактически разрабатывались и продвигались ФАС". Минэкономразвития считает, что 94-ФЗ необходимо упразднить и ввести закон о Федеральной контрактной системе (ФКС), который установит новый закупочный цикл. Начинаться он будет с этапов прогнозирования и планирования поставок, затем размещение самого заказа и заключение контракта и в завершение этапы администрирования исполнения, приемки и оценки эффективности контрактных результатов в целях планирования будущих поставок, при мониторинге и контроле всей системы. Минэкономразвития предлагает расширить способы закупок и вернуть запрещенную предквалификацию Как отмечают в министерстве, существующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных закупок. В законе крайне ограничены варианты допустимых способов размещения заказа, а значение цены как критерия оценки конкурсных предложений в ряде случаев преувеличено. Существующие ныне процедуры, по мнению ведомства, позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией, не обладающим возможностями для исполнения государственного или муниципального контракта. Кроме того, предусмотренные законодательством механизмы обеспечения качества в основном направлены на применение санкций к поставщику по факту невыполненного контракта. "В этих случаях в результате недобросовестных действий поставщиков заказчики несут двойной ущерб: не выполнен заказ по закупке товаров, работ и услуг необходимого качества, бюджетные средства не освоены и возвращены в бюджет. Указанные недостатки правового регулирования приводят к сбоям в основной деятельности организации заказчика, а именно к распространению случаев поставки товаров, выполнения работ ненадлежащего качества", - заявляют в Минэкономразвития. Как вывод: "одним из результатов применения 94-ФЗ стало кардинальное увеличение государственного заказа, размещаемого на внеконкурсной основе, что свидетельствует об исчерпании антикоррупционного потенциала текущего нормативного правого регулирования в области государственных закупок". ФАС уверена, что инициативы Минэкономразвития создают поле для коррупции, необходимо редактировать сам 94-ФЗ, устраняя возможности злоупотреблений со стороны как заказчиков, так и поставщиков. Рынок госзакупок в области оценки и аудита претерпит существенные изменения ФАС предлагает существенно пересмотреть подходы к порядку проведения конкурсов, в том числе минимизировать влияние на выбор победителя конкурса субъективного мнения членов конкурсных комиссий при рассмотрении вопроса о качестве предлагаемой продукции и квалификации участников конкурса, а также заменить конкурентный, но коррупционный запрос котировок на более эффективный и сокращенный по времени электронный аукцион. Также ФАС предлагает ввести обязанность заказчиков обосновывать установленный уровень начальной цены контракта с указанием ее источников, централизовать установление требований к стандартной закупаемой продукции, в том числе и с учетом инновационной составляющей, ввести ограничение возможности заказчиков закупать продукцию премиум-класса. Помимо прочего законопроектом предусматривается необходимость введения короткой административной процедуры расторжения заключенных контрактов и необходимость ввода государственной пошлины для обеспечения возможности участникам подавать жалобы в электронной форме. Эксперты Профсоюза оценщиков на круглом столе высказались, что есть плюсы в том, что мнения ведомств разошлись. "Это не может не радовать, ведь сферы ответственности ведомств разные, - говорит В. В. Пискурев. - ФАС призвана бороться за открытость и конкуренцию, а минэкономразвития должно ратовать за эффективное расходование бюджетных средств и решение иных экономических задач. К сожалению, избыточная открытость нередко вступает в противоречие с эффективностью. За прошедшие годы немало контрактов, в которых поставщик был выбран исключительно по цене, было сорвано. И даже в ситуациях, когда виновного удалось "наказать рублем", итог не весел - сорваны сроки выполнения многих важных задач". За расширение процедур выбора поставщика и ограничение сферы применения электронных аукционов, говорит и мировой опыт, признающий достоинства аукционов, но указывающий на необходимость при сложных и нестандартных закупках использовать конкурсные и переговорные процедуры, в том числе многоэтапные. При этом, концепция ФАС в чем-то перекликается с концепцией Федеральной контрактной системы, предложенной Минэкономразвития. "Антимонопольная служба согласна, что в ходе реформ надо уделять внимание корректности подготовки спецификаций и контракта, определению стартовой цены". Необходимо сохранить положительные результаты, достигнутые в ходе реформирования системы размещения заказов, в том числе сформированную единую для всей страны законодательную основу, а также осуществить значительное дополнение и совершенствование иных норм, регламентирующих данную сферу. "В настоящее время, учитывая тот факт, что закон 94-ФЗ действует уже шестой год, а безграмотность заказчика все еще имеет место, а также то, что при регламентации только одного этапа - размещения заказа - заказчик тратит безумные силы и средства на организацию данного процесса, при жесткой регламентации этапов закупочных циклов "массовый" заказчик просто не сможет нормально работать", - отмечают эксперты. Однако, если законодательно установить обязанность заказчиков осуществлять планирование закупок, предусмотрев планирование в три периода - долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное, то это позволит большинству предпринимателей заранее подготовиться к размещению заказов и обеспечит заказчику большее количество участников при проведении торгов. В отношении повышения качества исполнения контрактов по оценке и аудиту, правильнее всего установить законодательные требования к их обеспечению, в том числе разработать и утвердить типовые формы банковских гарантий и поручительств, а также обязать заказчиков выставлять требования по финансовому обеспечению на все контракты. При этом должны быть установлены сроки действия финансового обеспечения и процедура его предоставления. Что касается повышения публичности и качества исполнения контрактов, лучше всего внести изменения в законодательство в части обязательного размещения в реестре контрактов всей информации о стадиях исполнения контрактов, в т.ч. сопровождающие контракт документы, а также сами заключенные контракты.

Опубликованы результаты первого упрощенного экзамена по аудиту

Из первой группы отчаянных аудиторов, решившихся сдать упрощенный экзамен, большинство не смогли одолеть тесты, составленные единой аттестационной комиссией. Из 13 претендентов экзамен сдали только пять аудиторов. Остальным придется снова платить и всё пройти заново.

Аудиторы вынуждены снижать цены

Стали известны результаты конкурса по отбору аудитора, проводимого ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Предметом государственного контракта объявлено проведение обязательной ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности на 2011-2013 гг. Начальная (максимальная) цена контракта: 9 956 849 рублей. Всего к участию в тендере были допущены 16 заявителей. Среди участников - в подавляющем большинстве московские компании. Исключение составили лишь две фирмы: из Санкт-Петербурга и Набережных Челнов. Победителем конкурса признана московская компания ООО "ФинЭкспертиза". На протяжении последних лет АКГ "ФинЭкспертиза" входит в десятку крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России (по данным РА "Эксперт"). Отметим, что цена, предложенная победителем конкурса, не является минимальной. Более выгодные ценовые условия предложили шесть участников. В целом, ценовые предложения отразили современную тенденцию на рынке аудита (см. таблицу), когда в борьбе за клиента аудиторские фирмы вынуждены существенно снижать цены на свои услуги.

"Эксперт РА": рынок аудита в 2010 году оказался в стагнации

Очередной рейтинг российских аудиторов, составленный рейтинговым агентством "Эксперт РА" по итогам 2010 года, показал, что давняя проблема этого рынка - демпинг - в посткризисное время лишь обострилась. Прекратить ценовые войны могут лишь саморегулируемые организации, которые должны стать коллективным лоббистом интересов отрасли в государственных инстанциях. Согласно данным АКГ-участниц рейтинга, прирост их совокупных доходов за последний год составил порядка 5% (а общая выручка - 65 млрд. рублей). Этот показатель несколько выше роста наблюдаемого в 2009 году (2%), однако не соответствуют докризисным темпам - 23% в 2008 году, и свидетельствует о стагнации рынка. Причина тому, как отметило большинство из опрошенных "Эксперт РА" участников рейтинга, - недобросовестная конкуренция и давление на ценовую политику аудиторских компаний. В результате ценовых войн на рынке обязательного аудита в 2010 году доля выручки от общего аудита в совокупном объеме доходов ведущих АКГ снизилась на 1.2%, а ее годовой прирост составил около 2%. При этом общая выручка от аудита финансового сектора и вовсе ушла в минус (-6%). По данным рейтинга, доходы снизились по всем трем направлениям - аудиту банков, страховых компаний и инвестиционных институтов. "Изменить этот тренд на рынке обязательного аудита без ревизии законодательства о госзакупках вряд ли возможно. Кроме того, учитывая влияние поправок, внесенных в конце прошлого года в федеральный закон об аудиторской деятельности, можно прогнозировать дальнейшее снижение выручки от услуг по обязательному аудиту", - считает Вартан Ханферян, аналитик рейтингового агентства "Эксперт РА" От послекризисного оживления в российской экономике больше всего выиграли компании, представленные в трех сегментах аудиторско-консультационного бизнеса: финансовом управлении, стратегическом планировании и организационном развитии, а также налоговом и юридическом консалтинге. Наиболее стремительно доходы ведущих АКГ росли от финансового и стратегического консалтинга. Прирост годовой выручки здесь составил порядка 23% и 21% соответственно, а совокупные доходы по сегментам - около 5-ти и 2.2 млрд рублей соответственно. Рост спроса в данных сегментах был в значительной степени спровоцирован именно кризисом, подтолкнувшим компании к оптимизации своей деятельности. Востребованными остаются и разработка методологии бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Профессия бухгалтера и аудитора сегодня играет общемировое значение

На этой неделе при поддержке Министерства финансов Российской Федерации прошла конференция: "Развитие бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России: что дальше?". Сергей Шаталов, статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ дал собственную оценку сегодняшнего состояния бухгалтерского учета и аудита в России. По его словам на сегодняшний день есть два полярных мнения: одни считают, что в плане учета и отчетности наша страна сделала прорыв, другие не согласны с таким подходом, считая движения слишком медленными. Сам Сергей Шаталов, по его признанию "не спорит ни с одной из сторон", поддерживая и ту и другую точку зрения. Иностранный эксперт, президент Международной федерации бухгалтеров (IFAC) Горан Тидстром особо подчеркнул сегодняшнее значение бухгалтеров и аудиторов в мире: "Профессия аудитор и бухгалтер и сегодня и в будущем будет играть огромную роль. Во многом от профессионалов аудита и бухгалтерского учета будут зависеть экономический рост России, ее инвестиционная привлекательность и жизнь граждан в целом". Депутат ГосДумы, председатель Комитета по собственности Виктор Плескачевский сравнил миссию бухгалтеров и аудиторов с миссией регулятора. По его мнению профессия бухгалтера и аудитора сегодня играет общемировое значение. Однако Виктор Плескачевский считает, что на сегодняшний день в данной сфере в России сделано слишком мало . "Виновата в этом система, которая досталась нам в наследство от СССР, а изменить ее можно только одним способом - путем объединения профессионалов", - цитирует слова депутата пресс-служба Комитета по собственности. Именно так, по словам Плескачевского, это и происходит в профессиональном сообществе за рубежом. Механизмом самоэдентичности профессии, по мнению депутата, является саморегулирование.

(Все права защищены. Публикация материалов разрешена только при условии указании ссылки на artiks.ru)

Заказать документ


Архив: 15.05 01.05 12.04 29.03 15.03






Copyright © 2002-18 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"