Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Экономические свежести


Аудит



Аудит

[16.10.2010-01.11.2010]

СРО аудиторов обратились в Минфин: обещанное назад не забирают!

СРО аудиторов не стали дожидаться утверждения проекта Положения об упрощенном порядке сдачи экзаменов по аудиту, отменившего обещанные льготы, и направили свои замечания на проект в Минфин. Но ответа не получили, и после этого обратились напрямую к министру финансов. При утверждении проекта Положения "Об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора для аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 г." в предлагаемой Минфином редакции многие аудиторы, прошедшие в 2010 году обучение по программам повышения квалификации в области аудита в объеме не менее 60 часов, будут лишены возможности сдать экзамен в упрощенном порядке с учетом предусмотренного Советом по аудиторской деятельности 27 мая 2010 года освобождения от тестирования в части аудита. Поэтому СРО аудиторов обратились к министру финансов с просьбой продлить период прохождения курсов, зачитываемых при сдаче упрощенного экзамена, на 2010 год: На основании вышеизложенного считаем необходимым Министерству финансов Российской Федерации внести изменения в абзац 4 пункта 5 Положения в части установления срока для обучения по программам повышения квалификации аудиторов в области аудита для дальнейшей сдачи упрощенного экзамена и вместо «1 января 2010 года» указать «1 января 2011 года».

Еврокомиссия предлагает ввести обязательную ротацию аудиторов

Еврокомиссия раздумывает над радикальными изменениями правил для индустрии аудита, которые, среди прочего, подразумевают принудительное назначение аудиторов регуляторами, обязательную ротацию и введение верхнего предела для размера аудиторских комиссий за оказанные услуги. Помимо прочего, Европейская Комиссия выступает за панъевропейскую регистрацию аудиторских фирм. В этой связи она может в отдельных случаях принудить крупные компании отделиться от своих дочерних аудиторских ответвлений, и её мало заботит радикальность и объем этих предложений, потенциально способных потрясти всю индустрию с ног до головы. «С аудиторскими компаниями, так же как и с представителями других секторов экономики, «статус-кво» – это не вариант, и он никогда не будет вариантом для самой Еврокомиссии”, – заявил комиссар по внутренним рынкам Мишель Барнье (Michel Barnier), представляя документ с предложениями по модернизации. Он напомнил, что крушение одной из «Большой пятерки» – Arthur Anderson – вслед за скандалом Enron в 2002 году наглядно продемонстрировало, что риск ухода одного из крупнейших аудиторов с рынка представляет далеко не «академический» интерес. «Я не думаю, что мы имеем право на «короткую память» применительно к этой области. Если вы хотите просто забыть об этом как о темном прошлом и продолжить делать свое дело как обычно – на меня при таком подходе можете не рассчитывать», – сказал он. Представленный документ также вводит относительно новые понятия «совместного аудита» («joint audit», впрочем, довольно распространенного, например, во Франции) и «ограниченного аудита» («limited audit») для предприятий малого и среднего бизнеса. Среди других целей, своей публикацией Еврокомиссия преследует искоренение уже довольно устоявшегося в умах многих мнения, что «большое означает лучшее». Может даже и неосознанно, но именно это заставляет многих переключаться на кого-то из «Большой четверки» при выборе аудита. «Проведение аудита крупных публичных компаний, судя по всему, создает некий репутационный эффект, и эти позитивные ассоциации впоследствии помогают крупным аудиторам в сохранении высокого профиля аудиторских проверок, одновременно мешая динамике на рынке», – говорится в документе. Все эти заявления нашли положительный отклик как среди профессиональных объединений, так и среди самих аудиторских компаний. Исполнительный директор Института присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW) Майкл Изза, например, отметил, что предложения Еврокомиссии представляют собой прекрасную возможность исследовать дальнейшие пути развития аудиторского сектора в посткризисную эру. Оригинал заявления г-на Барнье, пресс-релиз, а также сам консультационный документ – все эти материалы доступны по этой ссылке.

Выбор аудитора будет похож на спортлото

Регуляторы ЕС недовольны монопольным положением большой четверки аудиторов. Чтобы повысить доверие инвесторов к финансовым данным компаний, они, наученные кризисом, хотят лишить зарегистрированные на бирже компании права выбирать аудиторов. Аудиторы боятся, что списки будут спускаться сверху от чиновников, а вся система будет похожа на спортлото. Регуляторы Европейского союза хотят лишить зарегистрированные на бирже компании права выбирать аудиторов, чтобы повысить доверие инвесторов к раскрываемым компаниями финансовым данным. Комиссар ЕС по внутренним рынкам Мишель Барнье также призвал регуляторов задаться вопросом, стоит ли разрешать аудиторам оказывать консультационные услуги тем компаниям, отчетность которых они проверяют. По мнению Барнье, рынку аудиторских услуг необходима и более значительная конкуренция. Четыре крупнейших фирмы (Deloitte, PricewaterhouseCoopers, KPMG и Ernst & Young) контролируют от 70% до более чем 90% рынка аудита в различных европейских странах. А в Великобритании их услугами пользуются 99% компаний, входящих в фондовый индекс FTSE-100. Доминирование «большой четверки» создает ненужные риски для рынка, полагает комиссар. «Мы считаем, что подобная концентрация может нести системные риски. Нам нужно больше конкуренции, больше разнообразия», — заявил Барнье. Чиновник считает, что отрасли «нужна новая кровь» — необходимо открыть рынок для новых участников и поощрять развитие небольших аудиторских фирм. Консультации по вопросам регулирования деятельности аудиторов будут проходить до 8 декабря, по их итогам будет выработан совместный документ для дальнейшего рассмотрения регулирующими органами ЕС, пишет британская газета The Telegraph. Развитие конкуренции на аудиторском рынке необходимо, признают эксперты и участники рынка. Однако это не стоит связывать каким-то образом с доверием инвесторов к компаниям, котирующимся на бирже, считает гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян. «Вряд ли у кого-то есть сейчас сомнения по поводу квалификации, знаний и умений аудиторов «большой четверки», — говорит он. — Постановка вопроса о доверии инвесторов в этой связи должна быть вызвана какими-то серьезными подозрениями в сговоре. Если этого нет, возникает вопрос, зачем же тогда такое серьезное вмешательство чиновников». По мнению эксперта, проблема находится совершенно в другой плоскости: существующая на сегодняшний момент практика аудиторского заключения сводится лишь к фиксации достоверности отчетности компании. Сами стандарты международной отчетности и принятая система оценки справедливой стоимости в кризис работают плохо, добавляет президент аудиторско-консалтинговой компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» (ФБК) Сергей Шапигузов. Если экономический тренд связан с ростом, то аудиторские компании идут вслед за этим трендом. Им важно показать не только текущее финансовое состояние, но и убедить компанию, что отчетность будет иметь такую же положительную картину, если положительный тренд сохранится. Но тренды меняются, и в условиях кризиса кардинально, и это чревато ошибками, говорит Шапигузов: «Аудитор, конечно, перестроится, но происходит это небыстро. Примерно в такой же ситуации оказались рейтинговые агентства, которые выдавали перед кризисом слишком оптимистические рейтинги». Но если речь идет о запрещении свободного выбора аудитора, то придется составить некий список и делать выбор случайным, говорят эксперты. Тогда возникает вопрос: насколько такой список будет полным и кто его будет составлять? В России проблема монополии со стороны «большой четверки» тоже существует. Здесь компании-эмитенты сами выбирают аудиторов, но происходит это, как правило, по совету банка, который занимается размещением пакета их акций на бирже, говорит Шапигузов. И банки, не особо задумываясь, предлагают компании «большой четверки», уменьшая таким образом свои риски. Однако если ЕС примет решение по регулированию, то и в России, скорее всего, похожие действия предпримет ФСФР.

Deloitte намерена консолидировать свой бизнес на постсоветском пространстве

Международное объединение консалтинговых фирм Deloitte Touche Tohmatsu Limited намерено консолидировать свой бизнес на постсоветском пространстве вокруг британского отделения, сообщает Reuters со ссылкой на The Times. В рамках этого процесса британская Deloitte в настоящий момент ведет переговоры о покупке российского бизнеса. В дальнейшем планируется присоединить к нему отделения еще в восьми бывших республиках СССР, в которых работают около 3000 сотрудников. Условия консолидации пока обсуждаются. На прошлой неделе Deloitte сообщила, что по объему выручки и числу сотрудников впервые стала крупнейшей среди частных компаний, оказывающих профессиональные услуги. За финансовый год, завершившийся 31 мая, компания заработала $26,6 млрд, в ее штате — 170 000 человек. Генеральный директор международного объединения фирм Deloitte Джеймс Квигли в интервью на этой неделе говорил, что в ближайшие пять лет оно намерено потратить на развитие более $1 млрд. Половина этой суммы будет инвестирована в приоритетные рынки, среди которых есть и Россия.

Минфин унифицирует требования к квалификации аудиторов: 30% аудиторов могут перестать работать

Минфин готовит аудиторов к переходу на единый квалификационный аттестат, который будет вводиться с 1 января 2011 года вместо действующих отраслевых. На днях ведомство определилось с формой нового аттестата и порядком его выдачи. Осталось прописать круг экзаменационных вопросов, на которые придется ответить всем без исключения аудиторам для того, чтобы остаться в профессии. Принудительное расширение квалификации может сократить число аудиторов, считают эксперты. По категоричным оценкам — примерно на треть. Минфин опубликовал на официальном сайте проект приказа "Об утверждении формы квалификационного аттестата аудитора и положения о порядке его выдачи". Утверждение этого документа — предпоследний шаг, который необходимо сделать Минфину для перевода аудиторов на единый квалификационный аттестат. Такой подход к образованию аудиторов, вне зависимости от их специализации (общий, страховой, банковский или инвестиционный аудит), предусмотрен нормами нового закона об аудиторской деятельности, вступающими в силу с 1 января 2011 года. Чтобы единый подход к оценке квалификации аудиторов заработал, Минфину остается установить порядок проведения квалификационного экзамена и круг экзаменационных вопросов. Напомним, цель введения единого подхода к оценке квалификации аудиторов — усовершенствовать контроль за квалификацией участников рынка. Сейчас аудиторы, в зависимости от специализации, имеют разные типы квалификационных аттестатов и сдают разные квалификационные экзамены. "Единый аттестат позволит ввести общие методы, способы и технологии работы аудитора, что в свою очередь необходимо для совершенствования этой профессии",— указывает директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов. На получение единого аттестата аудиторам отводится срок с 1 января 2011 года по 1 января 2013 года. При этом старые специализированные аттестаты будут действительны весь переходный период, аттестаты по банковскому аудиту — лишь до 1 января 2012 года. Это означает, что для продолжения профильной деятельности банковским аудиторам нужно пройти переэкзаменовку на год раньше, чем их коллегам, работающим в других областях. Несмотря на то, что о переходе на единый аттестат аудиторам было известно давно, появление новых подзаконных актов Минфина вызывает неоднозначную реакцию участников рынка. По мнению заместителя гендиректора аудиторской компании "Финэкспертиза" Натальи Борзовой, объединение, например, банковского и небанковского аудита и получение банковским аудитором дополнительной квалификации нецелесообразно. "В процессе работы банковские аудиторы и так приобрели знания из общего аудита в той мере, в какой они им необходимы, например, в части оценки рисков заемщиков",— согласен партнер BDO в России Денис Тарадов. "К тому же введение единого аттестата повлечет за собой дополнительные материальные затраты для аудиторов, в частности на обучение и переэкзаменовку",— отмечает госпожа Борзова. Более того, появление аудиторов "широкого профиля" может привести к противоположному результату, нежели тот, который преследовал Минфин, указывают участники рынка. "Сейчас банковских аудиторов очень мало, опыт и работу каждого можно отследить,— говорит руководитель департамента банковского аудита компании "Аудит-Интерком" Елена Коротких.— При введении же единого аттестата прослойка банковских аудиторов растворится и возникнет риск подписания банковских заключений людьми, не имеющими достаточной квалификации". Впрочем, главным следствием применения нового подхода к квалификации аудиторов может стать сокращение их числа, считают эксперты. По мнению господина Терехова, аудиторы, проработавшие в "своей" сфере аудита более 15 лет, вряд ли пойдут переучиваться на склоне карьеры. Наталья Борзова еще более категорична: "В результате нововведения порядка 30% аудиторов могут перестать работать в этой сфере".

Рекомендован к принятию законопроект о приостановке действия норм об обязательном аудите

Комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, которым предлагается приостановить ряд норм. Законопроектом предлагается приостановить в 2011-2013 годах норму, предусматривающую ежегодную индексацию оплаты труда федеральных государственных служащих в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с учетом уровня инфляции. В пояснительной записке к документу правительство напоминает, что эта норма приостановлена и на 2010 год. Законопроектом также предлагается приостановить в 2011-2013 годах действие нормы об обязательном аудите государственных внебюджетных фондов. Также приостанавливается действие нормы об обязательном аудите федеральных государственных учреждений. Законопроектом предлагается приостановить с 1 января 2011 года до 1 января 2012 года действие положения, в соответствии с которым формирование расходов федерального бюджета на капремонт, содержание автодорог федерального значения должно осуществляться исходя из необходимости обеспечения данных расходов в размере 100%. Законопроектом также предлагается приостановить с 1 января 2011 года до 1 января 2014 года действие нормы, которой предусмотрено право собственника объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр, либо лица, пользующегося им на основании договора безвозмездного пользования и производящего за счет собственных средств работы по его сохранению, на компенсацию произведенных им затрат. Кроме того, законопроектом приостанавливается ряд норм, связанных с расходами федерального бюджета в сфере физкультуры и спорта, а также в сфере безопасности и охраны правопорядка.

Определен порядок создания единой аттестационной комиссии для проведения квалификационных экзаменов аудиторов

Приказ Минфина РФ от 27 мая 2010 г. N 51н "Об утверждении Порядка создания единой аттестационной комиссии" Определен порядок создания единой аттестационной комиссии. Она проводит квалификационные экзамены в отношении лиц, желающих получить аттестаты аудиторов. Комиссия создается путем учреждения. Учредителями выступают саморегулируемые организации аудиторов. Чтобы создать комиссию, в Минфин России направляют определенные материалы на согласование. Речь идет, в частности, о проекте учредительных документов (изменений в них). Министерство рассматривает проект в течение 20 рабочих дней. Не позднее 5 рабочих дней он согласовывает учредительные документы (отказывает в этом). Комиссия создается по решению ее учредителей. В нем должны быть отражены результаты голосования. Также следует указать об утверждении учредительных документов, о формировании коллегиального высшего органа управления, об образовании и назначении исполнительного органа. Имущество комиссии формируется за счет единовременных поступлений учредителей. При определении их размера нужно учитывать расходы на создание базы вопросов (тестов, задач), на приобретение или аренду программного обеспечения, оборудования и др. Решение о размере единовременных поступлений принимают учредители единогласно. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2010 г. Регистрационный N 18596.

Минфин разработал формы квалификационного аттестата аудитора и порядок его выдачи

Минфин РФ на официальном сайте опубликовал проект приказа Минфина России "Об утверждении формы квалификационного аттестата аудитора и Положения о порядке его выдачи". Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2011 года. Экспертные заключения принимаются Минфином России с 5 по 15 октября 2010 г. по адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9.

PwC подсчитала выручку за 2010 год

Совокупный валовой доход международной сети фирм PricewaterhouseCoopers (PwC) за финансовый год, закончившийся 30 июня 2010 года, составил $26,6 млрд, что при расчёте по фиксированному обменному курсу свидетельствует о незначительном росте выручки. По сравнению с 2009 финансовым годом валовой доход международной сети фирм PwC в 2010 финансовом году вырос на 1,5%, говорится в сообщении PwC. Выручка по ключевому направлению деятельности PwC - аудиторским услугам - составила $13,3 млрд. Этот результат всего на 1,3% ниже показателя прошлого года. Несмотря на замедление темпов экономического развития, спрос на аудиторские услуги вырос. Однако в результате ожесточённой конкуренции на рынке эту тенденцию существенно скорректировало сохраняющееся давление на цены. В течение прошедшего периода аудиторы PwC уделяли повышенное внимание качеству обслуживания клиентов и сохранили за PwC статус крупнейшей аудиторской фирмы мира. В минувшем году, по мере укрепления мировой экономики, вырос спрос и на услуги в области налогообложения. Однако выручка от налоговых услуг снизилась на 2,9% - до $7,1 млрд. Росту выручки препятствовало общее снижение активности в области заключения сделок между компаниями и реструктуризации деятельности во всем мире. В 2010 финансовом году направление бизнес-консультирования PwC возобновило устойчивый рост. Выручка составила $6,2 млрд, что на 7,9 % выше, чем за 2009 финансовый год. Наиболее существенный рост - 15% - отмечен в области предоставления консультационных услуг. Результаты деятельности PwC в области предоставления консультационных услуг также отражают общее улучшение экономического климата в 2010 финансовом году и рост выручки от целого ряда стратегических сделок по приобретению активов. Ожидается, что именно это направление PwC будет по-прежнему являться одним из ключевых источников роста. Что касается результатов деятельности PwC по регионам, то они существенно различаются, как и общая картина восстановления экономики. В Азии, например, выручка выросла на 8,2%. На Ближнем Востоке и в Африке - на 8,5%. В Западной Европе показатели не изменились, а вот в Северной Америке и странах Карибского бассейна результаты несколько снизились (1,7%).

РОСНАНО выбрала аудитора за 2010 год

Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» подвела итоги открытого конкурса на право предоставления аудиторских услуг за 2010 год. Начальная (максимальная) цена контракта составила 50 млн. рублей. Участниками конкурса стали четыре московские компании: ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» (предложенная цена - 19 800 000 руб.), ООО «Эрнст энд Янг» (21 500 000 руб.), ЗАО «КПМГ» (17 228 406 руб.) и ООО «ФинЭкспертиза» (7 078 258 руб.). Победителем тендера стало ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит». Таким образом, итоговая цена контракта - 19 800 000 рублей, что составило 39,6% от цены начальной. Напомним, в конце сентября этого года были подведены итоги открытого конкурса на право проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Госкорпорации "Российская корпорация нанотехнологий" за 2011 год. Победителем конкурса стало ООО «Эрнст энд Янг» с предложенной ценой - 26 000 000 руб. , составившей 52% от начальной.

Проект о повышении критериев по обязательному аудиту будет рассмотрен в октябре

Обсуждение проекта о повышении критериев по обязательному аудиту в Госдуме запланировано на октябрь 2010 года. Законопроект в начале сентября был направлен на согласование в Минфин, и, после получения ответа из Минфина будет назначена дата рассмотрения проекта в Госдуме во втором чтении. Законопроект "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части отмены обязательного аудита для субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных в форме обществ с ограниченной ответствен-ностью)" повышает критерии обязательного аудита: по выручке - с 50 до 400 млн. руб., по стоимости активов - с 20 до 160 млн. руб. Если эти поправки к закону "Об аудиторской деятельности" будут утверждены, то аудируемых организаций, вынужденных проводить аудит согласно критериям, станет меньше в четыре раза, а таких клиентов на рынке аудита - больше половины. Напомним, что 24 апреля 2010 года проект, после бурного предварительного обсуждения, все-таки был принят в первом чтении в Госдуме, но с оговоркой о необходимости внесения поправок: "принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту в тридцатидневный срок со дня принятия постановления". И вот теперь предстоит основное, решающее обсуждение проекта - во втором чтении, после которого поправки уже не принимаются.

(Все права защищены. Публикация материалов разрешена только при условии указании ссылки на artiks.ru)

Заказать документ


Архив: 15.12 30.11 15.11 01.11 15.10






Copyright © 2002-20 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"