Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс. Системы КонсультантПлюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Раздел Консультант Плюс. Все о системах КонсультантПлюс Отдел Консультант Плюс. Системы КонсультантПлюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Документ недели

[13.11.2012-19.11.2012]

Постановление пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61 "Об обеспечении гласности в арбитражном процессе"

Скачать (8 kb)



   В Постановлении N 61 Пленум ВАС РФ разъясняет многие спорные вопросы, касающиеся рассмотрения дел в открытом и закрытом судебном заседаниях.

   Пленум ВАС РФ в указанном документе обращает основное внимание на то, что суд не вправе без достаточных оснований ограничивать гласность в арбитражном процессе. Также в Постановлении N 61 даются разъяснения, связанные с освещением судебного процесса в СМИ, интернете и социальных сетях. Постановление N 61 было размещено на сайте ВАС РФ 26 октября 2012 г.

   Способы фиксирования хода судебного заседания (..)

   Ключевое разъяснение: кино-, фото- и видеосъемка в открытом судебном заседании, а также прямая трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в сети Интернет могут производиться лишь с разрешения председательствующего судьи, а фиксация судебного заседания иными способами не требует такого разрешения. Один из основополагающих принципов процессуального права - гласность судебного разбирательства - может быть выведен из положений ч. 1 ст. 123 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 АПК РФ.

   Исходя из этого, в п. 1 Постановления N 61 Пленум ВАС РФ напоминает, что на открытом судебном заседании может присутствовать любой гражданин, включая представителя СМИ.

   В рассматриваемом документе особо подчеркивается, что судья не вправе запретить гражданам присутствовать на открытом судебном заседании, например, обосновывая это тем, что зал судебного заседания не может вместить всех желающих. В подобных ситуациях суд должен обеспечить всем желающим возможность ознакомления с ходом судебного заседания. Это можно реализовать, в частности, посредством проведения трансляции судебного заседания. Лица, присутствующие на открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу заседания (ч. 7 ст. 11 АПК РФ). Пленум ВАС РФ отметил, что указанное положение позволяет с использованием специальных технических средств публиковать такие заметки в текстовой форме в социальных сетях и в электронных СМИ (п. 2 Постановления N 61). Специальное разрешение судьи для этого не требуется. Ряд разъяснений в рассматриваемом документе касается различных способов фиксации судебного процесса: звуко- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, прямой трансляции по радио или телевидению. Относительно трансляции Пленум ВАС РФ уточнил, что таковая может осуществляться также в сети Интернет (п. 4 Постановления N 61). При осуществлении прямой трансляции в сети Интернет судья должен выяснить, на каком интернет-портале она будет размещаться (п. 11 Постановления N 61). Основной принцип осуществления звукозаписи заключается в том, что лица, присутствующие на открытом судебном заседании, могут ее осуществлять без разрешения судьи и других лиц, присутствующих на заседании (ч. 7 ст. 11 АПК). Более того, зрители и участники судебного процесса вправе не уведомлять судью о производимой ими звукозаписи (п. 3 Постановления N 61). Аналогичные выводы встречаются и в судебной практике (см., к примеру, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2011 по делу N А21-6571/2010, от 07.12.2009 по делу N А44-59/2008, от 21.03.2006 по делу N А56-41062/04).

   Противоположный подход процессуальным законодательством предусмотрен в отношении кино-, фотосъемки и видеозаписи в открытом судебном заседании, а также теле- или радиотрансляции судебного заседания (п. 4 Постановления N 61). Указанные действия могут осуществляться участвующими в деле лицами, а также гражданами, присутствующими на судебном заседании, только с разрешения председательствующего судьи (ч. 7 ст. 11 АПК РФ). Ходатайство об осуществлении названных действий участвующее в деле лицо может подать в устной, письменной или электронной форме в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании. Иные лица, присутствующие в судебном заседании, вправе в течение заседания заявить о своем желании осуществить кино- или фотосъемку, видеозапись либо вести прямую трансляцию по радио, телевидению или в сети Интернет (п. 4.2 Постановления N 61). В такой ситуации председательствующий судья выясняет мнение лиц, участвующих в деле, которые могут выдвигать свои возражения по этому вопросу.

   Последующее использование звуко- или видеозаписи, полученной с разрешения судьи, не требует дополнительных разрешений и согласований (п. 4.3 Постановления N 61).

   В определении суда об отказе в осуществлении кино-, фото-, видеосъемки судебного заседания или его прямой трансляции по радио, телевидению или в сети Интернет должны быть приведены мотивы, которыми руководствовался суд при его вынесении (п. 5.2 Постановления N 61). В определении о разрешении указанного ходатайства должно быть указано наименование СМИ, производящего соответствующие мероприятия, а если съемка или трансляция осуществляется гражданином - его фамилия, имя, отчество (п. 11 Постановления N 61).

   В п. 6 Постановления N 61 указывается, что при рассмотрении ходатайства (заявления) суд должен исходить из того, что запретить проведение фото- или видеозаписи, а также трансляции судебного заседания можно лишь в следующих случаях:

   - при наличии оснований для проведения закрытого судебного заседания;

   - в ситуации, когда проведение указанных мероприятий может привести к нарушению фундаментальных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

   Таким образом, простое нежелание лиц, участвующих в деле, осуществлять процессуальные действия в условиях проведения фото-, видеосъемки или прямой трансляции не может служить основанием для отказа в осуществлении таких мероприятий. Суд может учесть нежелание предавать огласке определенную информацию, которая будет раскрываться в ходе рассмотрения дела, только если она была должным образом засекречена.

   Следует отметить, что ранее в судебной практике встречались примеры немотивированного отказа судьи в проведении фото- и видеосъемки судебного заседания, когда иные лица, участвующие в деле, не возражали против осуществления указанных действий (см., к примеру, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25.06.2012 по делу N А01-1606/2011, от 15.10.2010 по делу N А15-839/2010).

   На основании сказанного выше можно сделать вывод, что простое нежелание судьи также не может служить основанием для отказа в проведении указанных мероприятий.

   Судья вправе отказать в осуществлении кино-, фото- и видеозаписи, а также прямой трансляции части судебного заседания, если эта часть заседания проводится в закрытом режиме (п. 9 Постановления N 61).

   В том же пункте рассматриваемого документа указывается, что председательствующий судья вправе определить процессуальные действия, которые не подлежат фото- или видеосъемке, если это связано с участием лиц, содействующих правосудию. Такими действиями могут быть, например, проведение экспертизы непосредственно в судебном заседании, дача свидетелем показаний.

   Ограничивать по продолжительности проведение фото-, видеосъемки судебного заседания, а также его прямой трансляции судья может лишь с согласия лица, обратившегося с заявлением (ходатайством) об осуществлении указанных действий (п. 10 Постановления N 61).

   Полученные в ходе судебного заседания материалы кино-, фото- и видеосъемки могут быть приобщены к материалам дела, если были получены с разрешения председательствующего судьи, о чем имеется отметка в материалах дела (п. 14 Постановления N 61). Пленум ВАС РФ также указал, что аудиозапись судебного заседания может приобщаться к делу и без соответствующего разрешения, так как согласно ч. 7 ст. 11 АПК РФ получение такого разрешения не требуется.

   Необходимо отметить, что в судебной практике встречались случаи, когда аудиозапись, информация о которой не была занесена в протокол судебного заседания, не принималась судом кассационной инстанции в качестве доказательства (см., к примеру, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.12.2009 по делу N А70-2605/2009). Руководствуясь п. 14 Постановления N 61, можно прийти к выводу, что такое толкование процессуального законодательства является ошибочным.

   Обращаем внимание, что в п. 15 Постановления N 61 разъясняется: нарушение правил осуществления звуко- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, а также прямой трансляции (ч. 7 ст. 11 АПК РФ) в ходе открытого судебного заседания не является основанием к отмене судебного акта судом апелляционной или кассационной инстанции, если такое нарушение не привело или не могло привести к принятию неправильного решения (постановления).

   Согласие на обнародование (..)

   Ключевое разъяснение: не требуется согласие гражданина на обнародование материалов с его изображением, полученных законным образом в ходе открытого судебного заседания.

   В п. 7 Постановления N 61 разъясняется, что при проведении кино-, фотосъемки, видеозаписи или радио-, теле-, интернет-трансляции судебного заседания арбитражного суда согласие гражданина на обнародование и дальнейшее использование его изображения не требуется.

   Такой вывод Пленум ВАС РФ сделал, исходя из того, что кино- и фотосъемка, видеозапись, осуществляемая в ходе открытых судебных заседаний, является съемкой, проводимой в открытых для свободного посещения местах (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Согласно ст. 152.1 ГК РФ получение согласия лица на обнародование и дальнейшее использование его изображения, полученного при съемке в открытых для свободного посещения местах, не требуется.

   Доступ в здание суда и нарушение порядка в судебном заседании (..)

   Ключевое разъяснение: специальные правила допуска в здание суда не являются нарушением принципа гласности, так как направлены на обеспечение безопасности суда и граждан.

   В п. 8 Постановления N 61 разъясняется, что доступ в здание суда любых граждан осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями об организации пропускного и внутриобъектового режима в российских арбитражных судах. Цель указанных правил - обеспечить нормальную работу суда и безопасность участников судебного разбирательства и иных лиц (ч. 3 ст. 154 АПК РФ).

   Пленум ВАС РФ разъяснил, что проведение кино-, фото- и видеосъемок в ходе судебного заседания, а также прямой трансляции судебного заседания не угрожает безопасности участвующих в судебном заседании лиц. Необходимо отметить, что осуществление гражданином фото-, видеосъемки или прямой трансляции судебного заседания без разрешения суда следует квалифицировать как нарушение порядка судебного заседания (п. 12 Постановления N 61). Эти лица могут быть удалены из судебного заседания после предупреждения (ч. 4 ст. 154 АПК РФ) и (или) подвергнуты судебному штрафу (ч. 5 ст. 154 АПК РФ).

   Закрытое судебное заседание (..)

   В закрытом режиме судебное заседание может быть проведено в строго ограниченных законом случаях (ч. 2 ст. 11 АПК РФ). Обобщенно можно выделить два таких случая:

   - когда необходимо обеспечить сохранение охраняемой законом тайны;

   - когда проведение закрытого заседания прямо предусмотрено законом (см. справочную информацию "Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа").

   Также необходимо отметить, что определение суда о разбирательстве дела или его части в закрытом судебном заседании не подлежит обжалованию, поскольку не препятствует дальнейшему движению дела (см., к примеру, п. 8 Рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Западно-Сибирского округа, принятых по итогам заседания, состоявшегося 09.09.2011 года в г. Горно-Алтайске (далее - Рекомендации), Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.08.2009 по делу N А78-7102/08).

   В п. 27 Постановления N 61 указано, что судебные акты, принятые по делам, при рассмотрении которых исследовались сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, затрагивающие безопасность государства, не подлежат опубликованию в сети Интернет. Аналогичное правило действует и в отношении судебных актов, принятых по делам, при рассмотрении которых исследовались сведения, составляющие коммерческую или иную охраняемую законом тайну. - Государственная тайна

   Ключевое разъяснение: если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, то суд должен по своей инициативе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании.

   Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании проводится судом по его инициативе в следующих ситуациях:

   - если открытое судебное заседание может привести к разглашению государственной тайны;

   - если формат закрытого заседания прямо установлен законом (п. 16.1 Постановления N 61). При таких обстоятельствах ходатайство участвующих в деле лиц о необходимости рассмотрения дела в закрытом судебном заседании не требуется.

   В рассматриваемом документе специально оговаривается, что суд в соответствии со ст. ст. 4 и 9 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" не вправе самостоятельно определять, правомерно ли те или иные сведения отнесены к государственной тайне.

   Отсутствие допуска к государственной тайне у лиц, участвующих в деле, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей или переводчиков не является основанием для их отстранения от участия в заседании (п. 23.1 Постановления N 61). Однако судья под расписку предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Копия расписки включается в материалы дела. Пленум ВАС РФ подчеркнул, что к аналогичному выводу пришел Конституционный Суд РФ в Определении от 10.11.2002 N 293-О "По жалобе открытого акционерного общества "Омский каучук" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

   В судебной практике отмечается, что нахождение имущества истца на территории особо охраняемого стратегического предприятия не может являться основанием к рассмотрению судебного спора в закрытом судебном заседании, так как это обстоятельство не свидетельствует о том, что в ходе судебных слушаний могут быть раскрыты сведения, составляющие государственную тайну (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2007 N А33-11065/06-Ф02-7155/06-С2 по делу N А33-11065/06).

   Публикация судебных актов (..)

   Ключевое разъяснение: если открытое судебное разбирательство может привести к разглашению коммерческой или иной охраняемой законом тайны, то суд вправе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании исключительно по заявлению заинтересованного лица.

   Если рассмотрение дела в открытом судебном заседании может привести к разглашению коммерческой, служебной, медицинской, адвокатской, банковской, налоговой, аудиторской, нотариальной или иной охраняемой законом тайны, то заинтересованные лица должны заявлять ходатайства о необходимости проведения закрытого судебного заседания (п. 16.2 Постановления N 61).

   Такое ходатайство может быть подано как до открытия судебного заседания (в том числе при подаче искового заявления, в предварительном судебном заседании), так и непосредственно во время судебного заседания (п. 18 Постановления N 61). Ходатайство об этом могут заявить только лица, участвующие в деле, а не иные участники арбитражного процесса (ч. 2 ст. 11 АПК РФ). При рассмотрении этого ходатайства суд должен заслушать мнения других лиц, участвующих в деле (ст. 159 АПК РФ).

   Судья, рассматривающий ходатайство о проведении закрытого судебного заседания, должен установить, введен ли в отношении заявленной информации режим коммерческой тайны (п. 19 Постановления N 61). Данный режим считается введенным после принятия обладателем информации всех мер по ее охране, перечисленных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне).

   Пленум ВАС РФ разъяснил: если в отношении информации, которая представляется заявителем такого ходатайства как составляющая коммерческую тайну, не был введен режим коммерческой тайны или такая информация не может составлять коммерческую тайну, то суд должен отказать в удовлетворении ходатайства (п. 19 Постановления N 61).

   В п. 8 Рекомендаций приведены критерии возможности отнесения сведений к коммерческой тайне:

   - сведения имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, то есть такая информация не только оригинальна и нова, но и имеет потребительскую стоимость: является товаром, представляет интерес для субъектов коммерческой деятельности, может выступать предметом купли-продажи, обмена и т.п.;

   - к ним нет свободного доступа на законном основании, то есть обладатель не обязан представлять их на возмездной либо безвозмездной основе лицам, нуждающимся в такой информации;

   - обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности, то есть не разглашает информацию в СМИ, не хранит в общедоступных местах и т.п.

   Следует учитывать, что в отношении некоторых видов информации в Законе о коммерческой тайне установлено, что такая информация не может относиться к коммерческой тайне (к примеру, сведения из бухгалтерской отчетности). Также необходимо принимать во внимание положения Постановления Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". В частности, выручка истца не может относиться к сведениям, составляющим коммерческую тайну (это подтверждается, к примеру, Постановлением ФАС Московского округа от 10.09.2012 по делу N А40-105222/11-144-932).

   В то же время информация, например, из внутренней бухгалтерской отчетности может относиться к коммерческой тайне (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Кроме того, коммерческая тайна может быть установлена в отношении сведений о финансовых вложениях предпринимателя, и это может быть заявлено в качестве обстоятельства, допускающего рассмотрение дела в закрытом судебном заседании. На это обращается внимание в ответе на вопрос 28 из Рекомендаций Научно-консультативного совета о практике применения процессуального законодательства (выработаны Научно-консультативным советом при ФАС Волго-Вятского округа по итогам заседания Совета от 27.02.2008 в г. Чебоксары).

   Заявитель соответствующего ходатайства должен обосновать необходимость рассмотрения в закрытом судебном заседании дела, связанного с возможностью разглашения информации, составляющей коммерческую тайну (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 18.07.2011 по делу N А55-6061/2011). Если он не сможет этого сделать, то судебное заседание должно быть проведено в открытом режиме.

   В п. 20 Постановления N 61 поясняется, что в силу своего характера не может составлять коммерческую тайну информация о деловой репутации заявителя, его финансовом состоянии и т.д. Аналогично само по себе не может служить основанием для рассмотрения дела в закрытом судебном заседании предоставление суду документов, предназначенных для служебного пользования, если в указанных документах отсутствуют сведения, составляющие охраняемую законом тайну.

   Следует отметить, что факт участия в судебном споре банка не свидетельствует о том, что спор должен рассматриваться в закрытом судебном заседании, так как в ходе судебного дела информация, составляющая банковскую тайну, может и не быть раскрыта. В судебной практике существуют примеры позиций судов, согласно которым судебное дело должно рассматриваться в закрытом судебном заседании в связи с возможностью раскрытия информации, составляющей банковскую тайну, лишь при разбирательстве правоотношений, возникших между банком и его клиентами по конкретным сделкам и банковским операциям, сведения по которым составляют банковскую тайну (см., к примеру, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.02.2006 N Ф03-А73/05-1/4810).

   В закрытом судебном заседании по ходатайству заинтересованного лица могут также рассматриваться судебные споры, связанные с необходимостью сохранения неприкосновенности частной жизни граждан (п. 8 Рекомендаций).

   Налоговая тайна

   В п. 21 Постановления N 61 специально разъясняется, что рассмотрение судебного спора в закрытом процессе в связи с сохранением налоговой тайны допускается, если это не противоречит ст. 102 НК РФ. Напомним, в данной статье приведен перечень информации, которая не может быть отнесена к налоговой тайне. Кроме того, необходимо определить, установлен ли в отношении такой информации специальный режим хранения и доступа.

   В рассматриваемом документе специально отмечено, что к налоговой тайне не отнесены сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах: сведения о нарушении налогоплательщиком порядка уплаты налога, сведения о задолженностях налогоплательщика перед бюджетом и т.д. (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ).

   Публикация судебных актов (..)

   Ключевое разъяснение: наличие персональных данных в судебном акте не препятствует его публикации в сети Интернет.

   Пленум ВАС РФ пояснил, что в судебных актах по делам об административном правонарушении могут использоваться сведения, составляющие персональные данные об участвующих в деле лицах. Такое использование само по себе не может рассматриваться как нарушение законодательства и нанесение ущерба безопасности указанных лиц (п. 17 Постановления N 61). Кроме того, Пленум ВАС РФ отметил, что наличие персональных данных в судебном акте по делу об административном правонарушении не препятствует его публикации в сети Интернет.

   Обращаем внимание, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 7 Постановлении Пленума ВС РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", сведения, содержащиеся в опубликованных судебных актах, не могут рассматриваться как не соответствующие действительности клеветнические сведения. Аналогичные выводы можно встретить и в судебных актах арбитражных судов (см., к примеру, Постановление ФАС Центрального округа от 19.01.2012 по делу N А54-1252/2011).

   Видеоконференц-связь (..)

   В п. 22 Постановления N 61 отмечается, что в закрытом судебном заседании не может использоваться видеоконференц-связь, так как в этом случае суд не может гарантировать сохранность сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

   Однако в п. 22.1 Постановления N 61 разъясняется, что если в случае рассмотрения спора с использованием систем видеоконференц-связи суд впоследствии перейдет на рассмотрение спора в закрытом судебном заседании в связи с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны, то суд может продолжить использование видеоконференц-связи, если при этом будет обеспечена сохранность указанных сведений, а лица, участвующие в деле, не будут возражать против этого.

   Гласность при пересмотре судебного акта (..)

   Ключевое разъяснение: необоснованное рассмотрение дела в закрытом судебном заседании является достаточным основанием для отмены принятого при этом судебного акта.

   Если суд первой инстанции рассматривал спор в закрытом судебном заседании, то при пересмотре судебного акта в суде апелляционной или кассационной инстанции от лиц, участвующих в деле, не требуется подачи нового ходатайства о рассмотрении спора в закрытом судебном заседании (п. 25 Постановления N 61).

   В этом случае, а также при пересмотре дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам доказательства будут рассматриваться в закрытом судебном заседании.

   Если же в суде первой инстанции дело рассматривалось в открытом судебном заседании, при пересмотре дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд вправе удовлетворить обоснованное ходатайство о рассмотрении спора в закрытом судебном заседании (п. 25 Постановления N 61).

   Также стоит отметить: в п. 26 Постановления N 61 разъясняется, что рассмотрение судебного спора в открытом судебном заседании при наличии оснований для рассмотрения дела в закрытом судебном заседании само по себе не является основанием для отмены соответствующего судебного акта (ч. 3 ст. 270 и ч. 3 ст. 288 АПК РФ). Для отмены такого судебного акта суд апелляционной или кассационной инстанции должен установить, что указанное нарушение привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

   В то же время необоснованное рассмотрение дела в закрытом судебном заседании признано Пленумом ВАС РФ согласно ч. 4 ст. 270 и ч. 4 ст. 288 АПК РФ достаточным основанием для отмены соответствующего судебного акта, если на это обстоятельство ссылается лицо, подавшее жалобу на судебный акт (п. 26 Постановления N 61).

   Документы, являющиеся героями текущего обзора - Постановление пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61 "Об обеспечении гласности в арбитражном процессе", можно скачать, кликнув на выделенную часть текста (скачать).

   Инструкция по разархивации находится здесь.

Обсудить в форуме.

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

Артикс




Заказать документ




Архив: 10.12 03.12 26.11 19.11 12.11






Copyright © 2002-18 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"