Artiks Артикс - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс. Системы КонсультантПлюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Раздел Консультант Плюс. Все о системах КонсультантПлюс Отдел Консультант Плюс. Системы КонсультантПлюс

Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"



Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

тел: (495) 721-35-86
e-mail: написать письмо

Документ недели

[14.10.2003-20.10.2003]

О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов Центральным банком Российской Федерации

   Центральным банком Российской Федерации издана Инструкция от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (далее - Инструкция N 105-И). Инструкция N 105-И (зарегистрирована в Минюсте России 26.09.2003 N 5118) вступит в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Вестнике Банка России".
   Со дня вступления в силу указанного документа нормы, относящиеся к вопросам проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), установленные нормативными актами Банка России, применяются в части, не противоречащей Инструкции N 105-И. Это положение относится и к применяемой в настоящее время Инструкции от 19 февраля 1996 г. N 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" (далее - Инструкция N 34). Инструкция N 105-И распространяется:

  • действующие на территории Российской Федерации кредитные организации;
  • обособленные подразделения кредитных организаций (филиалы и представительства кредитных организаций) и внутренние структурные подразделения вне местонахождения кредитных организаций и филиалов кредитных организаций (дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты и иные внутренние структурные подразделения кредитных организаций и филиалов кредитных организаций);
  • на филиалы и представительства кредитных организаций, получивших лицензию Банка России на проведение валютных операций, находящиеся за пределами Российской Федерации (при наличии соглашения между Банком России и органом банковского надзора иностранного государства о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций);
  • на дочерние кредитные организации уполномоченных банков, находящиеся за пределами Российской Федерации (при наличии соглашения). Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций, как и ранее, является оценка на месте финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, выявление факторов, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков. Однако в отличие от Инструкции N 34, Инструкция N 105-И уточняет и конкретизирует цели проведения проверок. Это оценка общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе: соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России, достоверности учета (отчетности), размеров рисков, активов, пассивов, качества активов, величины и достаточности собственных средств (капитала), систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации.

   При осуществлении Банком России функций банковского регулирования и банковского надзора основой для оценок и выводов об общем состоянии кредитной организации либо об отдельных направлениях ее деятельности является информация, полученная в результате проверки в дополнение к данным отчетности кредитной организации.
   Инструкцией N 105-И изменена периодичность проведения проверок. Установлено, что проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся не реже одного раза в год. В соответствии с Инструкцией N 34 предусматривалось осуществление комплексных проверок, как правило, не реже чем один раз в два года (понятие "комплексная проверка" не применяется в Инструкции N 105-И). Более частое проведение проверок предполагает усиление контроля со стороны Банка России за деятельностью кредитных организаций и своевременное принятие необходимых мер в целях обеспечения защиты интересов вкладчиков, кредиторов и стабильности банковской системы.
   По-прежнему в первую очередь (а также вне очереди) будут проверяться кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных грубых нарушениях. Решение о проведении проверки принимается также с учетом результатов предыдущих проверок.
   В соответствии с Инструкцией N 105-И проверки кредитных организаций проводятся уполномоченными представителями (служащими) Банка России на основании документа - поручения на проведение проверки, подтверждающего полномочия представителей Банка России на проведение проверки. В поручении указывается персональный состав уполномоченных представителей, образующих рабочую группу.
   Проверка кредитной организации начинается с момента предъявления руководителем рабочей группы поручения на проведение проверки и завершается после передачи акта проверки органам управления кредитной организации для ознакомления.
   Проверяемый период не может превышать пяти лет до года проведения проверки. Проверка, осуществляемая по ходатайству самой кредитной организации, проводится по вопросам, за период и в сроки, согласованные с кредитной организацией.
   Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период. Исключение составляют два случая: когда проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации; если проведение проверки осуществляется по мотивированному решению Совета директоров Банка России. Мотивированное решение может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, или на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России, содержащего выявленные признаки неустойчивого финансового состояния кредитной организации, создающего угрозу интересам кредиторов и вкладчиков.
   Проведение повторной проверки на основании мотивированного решения по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России. Инструкцией N 105-И предусмотрена возможность приостановления и прекращения проверки кредитной организации при наличии обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности и нецелесообразности дальнейшего проведения проверки.
   Определена процедура приостановления проверки и указаны случаи, при которых невозможно продолжение проведения проверки. Это, в частности, угрозы жизни и здоровью руководителя и членов группы.
   Согласно Инструкции N 105-И наличие оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, а также угроза законным интересам кредиторов, вкладчиков и стабильности банковской системы РФ дают возможность должностному лицу Банка России, поручившему проведение проверки, принять решение о ее прекращении. Инструкция N 34 не содержит положений о приостановлении и прекращении проверки, за исключением одного упоминания о возможности отмены проверки. Следует отметить, что Инструкцией N 105-И значительно подробнее, чем Инструкцией N 34, регламентированы права, обязанности и ответственность как уполномоченных представителей Банка России, так и кредитной организации при проведении проверки.
   Уполномоченным представителям Банка России предоставлено право запрашивать и получать от руководителя и работников проверяемой кредитной организации все необходимые для достижения целей проверки документы (информацию) за проверяемый период (учредительные документы, положения, регламенты, правила, иные внутренние документы кредитной организации, материалы службы внутреннего контроля и аудита, документы аналитического и синтетического учета кредитной организации по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц, бухгалтерская, статистическая, финансовая отчетность, справки, письменные и устные разъяснения руководителя и работников кредитной организации, документы валютного контроля, документы по исполнению Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").
   Руководитель и члены рабочей группы вправе входить в здания и другие служебные помещения проверяемой кредитной организации, в том числе занимаемые подразделениями, осуществляющими сбор, обработку и хранение информационных ресурсов, а также занимаемые подразделениями, осуществляющими операции с наличными денежными средствами и другими ценностями.
   Документы, необходимые для проведения проверки, предоставляются членам рабочей группы на основании заявки на предоставление документов, составленной по типовой форме, в срок, устанавливаемый в заявке. Кредитная организация обязана содействовать руководителю и членам рабочей группы в проведении проверки. Руководитель кредитной организации обязан определить должностных лиц кредитной организации и работников, которые должны взаимодействовать с членами рабочей группы. Руководитель и работники проверяемой организации обязаны обеспечивать беспрепятственный доступ в здания и другие служебные помещения проверяемой организации, обеспечить доступ к документам (информации), необходимым для проведения проверки, доступ к автоматизированным банковским и информационным системам кредитной организации, обязаны неукоснительно исполнять заявки рабочей группы в полном объеме и в сроки, установленные в заявках.
   Наличие в документах сведений, содержащих банковскую, коммерческую, служебную и иную тайны, не может служить основанием для отказа в их предоставлении рабочей группе. Уполномоченные представители несут ответственность за разглашение ими сведений, полученных в ходе проверки кредитной организации, повлекшее нарушение банковской, коммерческой, служебной и иной тайн.
   В случае отсутствия документов и возникновения иных обстоятельств, препятствующих их предоставлению в установленные заявкой сроки, руководитель и главный бухгалтер кредитной организации должны предоставить руководителю рабочей группы до истечения установленного срока письменное объяснение причин неисполнения заявки.
   Отдельные разделы Инструкции N 105-И посвящены вопросам подготовки к проведения проверок, процедуре проведения проверок, порядку оформления акта о противодействии проведению проверки кредитной организации. Инструкция N 105-И детально определяет структуру и содержание акта, который оформляется по типовой форме в соответствии с приложением к Инструкции и должен состоять из трех частей: вводной, аналитической и заключительной.
   Кредитная организация должна быть ознакомлена с актом проверки. В случае ее несогласия с достоверностью и полнотой сведений или выводами рабочей группы руководитель кредитной организации вправе представить письменные возражения или замечания по акту проверки.
   В отличие от Инструкции N 34, Инструкция N 105-И регулирует больший круг вопросов. В нее включены существенные по значимости и объему информации разделы, посвященные особенностям проведения проверок выполнения кредитными организациями нормативов обязательных резервов; особенностям проведения проверок организации работы, совершения и учета отдельных видов операций с наличной иностранной валютой в обменных пунктах и операционных кассах вне кассового узла; отражены особенности проведения проверок зарубежных дочерних кредитных организаций, филиалов и представительств уполномоченных банков. Установлены формы типовых документов, изложенные в 11 приложениях (в Инструкции N 34 два приложения).
   Инструкция N 105-И подробно и четко регламентирует порядок осуществления проверок кредитных организаций (их филиалов) Банком России, что способствует совершенствованию банковского надзора, устранению возможности злоупотреблений и нарушений со стороны банков, защите законных интересов вкладчиков, кредиторов и направлено на повышение стабильности банковской системы.

(По материалам аналитического обзора, подготовленного компанией КонсультантПлюс )

Артикс




Заказать документ




Архив: 10.11 03.11 27.10 20.10 13.10






Copyright © 2002-18 Artiks
Телефон: +7 495 721-35-86
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"