Самый важный документ недели

( коментарии специалиста )

с 20 по 26 февраля 2001 года

Архив 2001 год : 1-8 января 9-15 января 16-22 января 23-29 января 30 января-5 февраля 6-12 февраля 13-19 февраля

Архив 2000 год : 19-31 декабря 12-18 декабря 5-11 декабря 28 ноября-4 декабря 21-27 ноября 14-20 ноября 7-13 октября 30 октября-6 ноября 24-29 октября 17-23 октября 10-16 октября 2-9 октября 26 сентября-2 октября 19-25 сентября 12-18 сентября 5-11 сентября 29 августа-4 сентября 22-28 августа 15-21 августа 8-14 августа 1-7 августа 25-31 июля 18-24 июля 11-17 июля 27 июня - 10 июля 20-26 июня 13-19 июня 6-12 июня 30 мая-5 июня 23-29 мая 16-22 мая 2-15 мая 25 апреля-1 мая 18-24 апреля 11-17 апреля 4-10 апреля 28 марта-3 апреля 21-27 марта 14-20 марта 7-13 марта 29 февраля-6 марта 22-28 февраля 15-21 февраля 8-14 февраля 1-7 февраля 25-31 января 18-24 января 11-17 января 4-10 января

Архив 1999 год : 28 декабря-03 января 21-27 декабря 14-20 декабря 7-13 декабря 30 ноября-6 декабря 23-29 ноября 16-22 ноября 9-15 ноября 2-8 ноября 26 отября-1 ноября

 

О ПРЕДЪЯВЛЕНИИ И РАССМОТРЕНИИ ПРЕТЕНЗИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕВОЗКОЙ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Согласно статье 797 Гражданского кодекса РФ до предъявления перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. В соответствии с Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" и в развитие положений главы VII указанного Закона Приказом МПС РФ от 27.09.2000 N 25Ц (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.01.2001 N 2544) утверждены Правила предъявления и рассмотрения претензий, связанных с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте. Установленный Правилами порядок предъявления и рассмотрения претензий существенно отличается от ранее действовавшего порядка, установленного нормативными актами СССР. Отметим наиболее важные изменения. Так, согласно Правилам, правом на предъявление претензии обладают в равной степени как грузоотправитель, так и грузополучатель независимо от оснований для предъявления претензии (утеря, недостача, порча, повреждение груза, просрочка в его доставке или иные основания). Грузополучатель, грузоотправитель могут передать свои права на предъявление претензий иным юридическим или физическим лицам по надлежаще оформленному договору поручения или доверенности. Здесь нужно заметить, что в соответствии с нормой Устава железных дорог СССР правом на предъявление претензии в зависимости от ее оснований обладал либо грузополучатель, либо грузоотправитель; передача права на предъявление претензии как поручение не допускалась. В зависимости от существа заявленного в претензии требования она предъявляется к железной дороге назначения либо отправления и направляется в указанные Правилами подразделения управлений железной дороги. Так, например, претензии в отношении утраты, недостачи, повреждения (порчи) грузов предъявляются к железной дороге назначения и направляются в службу грузовой и коммерческой работы управления железной дороги, а претензии о возврате провозных платежей, которые также предъявляются к железной дороге назначения, направляются в финансовую службу управления железной дороги. Однако большинство положений Правил, определяющих место предъявления претензии, являются диспозитивными. Заявитель может воспользоваться предоставленным ему правом выбора и в соответствующем случае направить претензию к железной дороге назначения либо отправления по собственному усмотрению. Данное обстоятельство выгодно отличает действующие правила предъявления претензий от порядка, установленного нормативными документами СССР. В отношении утраты, недостачи, повреждения (порчи) грузов претензии следует предъявлять отдельно по каждой отправке, за исключением однородных грузов, погруженных на одной железнодорожной станции одним грузоотправителем на одну железнодорожную станцию назначения в адрес одного грузополучателя. В данном случае допускается предъявление претензии на группу отправок, по которым был составлен один коммерческий акт. При этом действовавшее ранее ограничение по количеству отправок отменено. Правила определяют перечень сведений, которые необходимо указывать в претензии в целях ее более оперативного рассмотрения. К ним относятся: основание для предъявления претензии; сумма претензии по каждому отдельному требованию и по каждому отдельному документу (транспортной железнодорожной накладной, квитанции о приеме груза и др.); юридический адрес для юридических лиц и данные документа, удостоверяющего личность, для физических лиц, а также адрес, по которому следует направить ответ на претензию; банковские реквизиты; перечень документов, прилагаемых к претензии. Претензия подписывается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами. При осуществлении грузовой перевозки, оформленной с использованием электронной транспортной железнодорожной накладной, помимо указанных общих сведений от заявителя потребуется дополнительно включить в претензию информацию, связанную с особенностями электронного оформления документов по перевозке. В соответствии со статьями 135 и 138 Транспортного устава железных дорог РФ заявитель должен приложить к претензии документы, подтверждающие право на ее предъявление, а также документы, обосновывающие предъявленные в претензии требования. В зависимости от оснований для предъявления претензии Правила подробно определяют виды прилагаемых к ней документов. В частности, в случае утраты груза к претензии прилагается квитанция о его приеме с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза либо подтвержденный банком или иной кредитной организацией документ об оплате стоимости груза, а также справка железной дороги о его отправке с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии данного груза. Кроме указанных документов от заявителя потребуется предоставить документ, удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза, например, счет продавца или надлежаще заверенную его копию, копию договора, если в договоре указана цена груза, или другие дополнительные документы, позволяющие определить стоимость груза, а для застрахованного груза - надлежаще заверенную копию договора о страховании груза, платежные документы о выплате суммы страхового возмещения. Правилами несколько смягчены требования, предъявляемые к документам. В установленных случаях заявители вправе прикладывать к претензии не оригиналы документов, а надлежаще заверенные их копии. По правилу, установленному Транспортным уставом железных дорог РФ, претензии к железным дорогам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, а претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней. Данная норма полностью повторяет положение, содержавшееся в Уставе железных дорог СССР. Однако железная дорога вправе принять для рассмотрения претензию и после истечения срока для ее предъявления, если признает причину пропуска данного срока уважительной. Стоит также отметить, что существенно сокращен срок рассмотрения претензии. В соответствии с Транспортным уставом железных дорог РФ, к которому отсылает по данному вопросу норма Правил, он составляет 30 дней. О результатах рассмотрения претензии железная дорога обязана уведомить заявителя в письменной форме. В случае частичного удовлетворения или отклонения железной дорогой претензии заявителя в уведомлении обязательно указывается основание принятого решения со ссылкой на конкретную статью Транспортного устава железных дорог РФ. Ответ железной дороги подписывает начальник соответствующей службы управления железной дороги (начальник отделения железной дороги) или лицо, им уполномоченное.

КонсультантПлюс

БЕРЕЗКИН А.

Закажите нужный Вам документ здесь

Заказать любой нормативный документ можно здесь


Артикс, Региональный Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва , Сыромятнический проезд, д. 4 стр.2, телефоны : (495) 721-35-86 721-3588 fax (495) 721-35-86

© Copyrigt 1999-2011 Артикс

webmaster

 

Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru