Артикс - логотип
Фемида
Наши телефоны. Адрес. E-mail.
Текущий прайс на программы семейства Консультант Плюс. Заявка на  демонстрацию  программ  и покупку программ.
Прайс на антивирусные программы. Заявка на приобритение антивирусов.
Прайс листы на программное обеспечение !C, Microsoft и др.
Недельные обзоры законодательства РФ (с 1999 года).
Комментарии важнейших документов (с 1999 года) специалистами Консультант Плюс.
Новости правовых систем. Информация о скидках.  Акции по правовой поддержке юридических и физических лиц. Объявления о вакансиях в нашей компании.
Напишите нам письмо !
Маленькие хитрости - настройка и оптимизация программ Консльтант Плюс.
Ссылки на страницы, где можно найти нормативные документы.
 
Rambler's Top100

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru


Комментарии важнейших нормативных документов законодательства РФ.

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

  Киотский протокол

   Россия ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 11 декабря 1997 г. (Федеральный закон от 04.11.2004 N 128-ФЗ). Ратификация Протокола нашей страной была необходима для его вступления в силу, так как на долю России приходится 17,4% выбросов углекислого газа в мире. Надо сказать, что от участия в Протоколе по экономическим соображениям отказались США (25% выбросов углекислого газа). Участие РФ в Протоколе, по нашему мнению, связано с процессом вступления в ВТО. Протокол вступит в силу на девяностый день спустя сдачи на хранение ратификационной грамоты Российской Федерации.

   Целью Киотского протокола, как и Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 9 мая 1992 г. (РКИК), является стабилизация "концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе" (ст. 2 РКИК).

   Напомним, что антропогенное воздействие - воздействие человека на природу, а парниковые газы образуются в результате сгорания топлива. Считается, что промышленные газы, накапливающиеся в верхних слоях атмосферы, создают парниковый эффект, в результате чего повышается температура у поверхности Земли. Но нельзя абсолютно точно утверждать, что глобальное потепление зависит от выбросов парниковых газов. Может происходить цикличное колебание параметров биосферы. Значительные изменения температуры бывали и в прошлом. Но если потепление климата (по данным Межправительственной группы по изменению климата, за последние 100 лет потеплело на 0,6 градуса по Цельсию, а к 2100 году средняя температура увеличится на 1,4 - 5,8 градусов по Цельсию) все-таки зависит от выбросов парниковых газов, то Киотский протокол не повлияет на сокращение выбросов. Цель Протокола - лишь стабилизировать выбросы парниковых газов. Незначительное сокращение выбросов не приведет к существенным экологическим изменениям. Таким образом, предотвращения глобального потепления в ближайшем будущем не произойдет. На это повлияет и тот факт, что не ограничат свои выбросы по Протоколу, наряду с США, в которых за последнее время выбросы увеличились на 13%, такие страны, как Китай, Австралия, Индия. Что касается Австралии, то выбросы в ней за последнее время выросли на 21%.

   Согласно ст. 3 Протокола государства, которые должны сократить или ограничить выбросы, "по отдельности или совместно обеспечивают, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов" (диоксида углерода, метана, закиси азота, гидрофторуглеродов, перфторуглеродов и гексофторида серы) "в эквиваленте диоксида углерода не превышали установленных для них количеств в целях сокращения их общих выбросов таких газов по меньшей мере на пять процентов по сравнению с уровнями 1990 года" с 2008 по 2012 год. Протокол регулирует ограничение выбросов только промышленных газов (области деятельности, в которых произойдет ограничение, перечислены в Приложении А к Протоколу). "За бортом" остаются выбросы от сгорания горючего на транспорте, а в развитых странах их доля составляет двадцать процентов от всех выбросов парниковых газов. Важно подчеркнуть, что при общем сокращении промышленных выбросов по Киотскому протоколу во всем мире будет большое увеличение выбросов углекислого газа транспортом. Нужно сокращать и эти выбросы, что сейчас сделать сложно. Следует напомнить, что среди парниковых газов в настоящее время больше всего выбрасывается двуокиси углерода - более 80%. Однако самые опасные, несмотря на долю в два процента в общих выбросах, - последние три вещества, перечисленные в списке выше. Их наличие в атмосфере в десять тысяч раз вреднее наличия двуокиси углерода. Россия должна будет удерживать уровень выбросов парниковых газов на уровне 1990 года.

   В 2004 г. в нашей стране будет выброшено около 1,7 млрд. тонн двуокиси углерода, а в 1990 г. выбросы составляли 2,23 млрд. тонн. Таким образом, мы сможем продать или зарезервировать свои квоты на выброс углекислого газа. Несмотря на то, что у РФ есть запас в квотах, рано или поздно мы подойдем к тому, что будем вынуждены покупать квоты, а это будет очень дорого. Но если у нас произойдет подъем промышленности, то выполнение Протокола ляжет тяжелым бременем на экономику. Против этого аргумента может быть выдвинут аргумент, что наша страна сможет выйти из Протокола как минимум через четыре года после вступления Протокола в силу. Но не стоит забывать, что участие РФ в Протоколе - уступка западным странам, а не инициатива России. Кроме того, Протокол является дискриминационным по отношению к РФ. Надо сказать, что США отказались от участия в Протоколе, мотивировав это его несправедливым характером. Несмотря на то, что развивающимся странам необходимо обеспечить гарантию от изменения климата, основной груз по выполнению Протокола ляжет на развитые страны и страны с переходной экономикой, в том числе РФ. Некоторые развивающиеся страны находятся в более выгодном положении, чем мы.

   Наша страна сможет участвовать в механизме распределения квот, зафиксированном в ст. 6 Конвенции: любая сторона, которая должна ограничивать свои выбросы, для целей выполнения своих обязательств по статье 3 может передавать любой другой такой стороне или приобретать у нее единицы сокращения выбросов, полученные в результате проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов из источников или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в любом секторе экономики. Однако должны быть соблюдены несколько условий: а) любой такой проект должен быть утвержден участвующими Сторонами; б) любой такой проект должен предусматривать сокращение выбросов из источников или увеличение абсорбции поглотителями, дополнительное к тому, которое могло бы иметь место в ином случае; в) сторона не приобретает никаких единиц сокращения выбросов, если она не соблюдает свои обязательства по статьям 5 и 7; г) приобретение единиц сокращения выбросов дополняет внутренние действия для целей выполнения обязательств по статье 3. В п. "б" ст. 6 Конвенции говорится о дополнительном сокращении выбросов или увеличении абсорбции, которые могли бы иметь место в ином случае. На наш взгляд, этот пункт предусматривает обязательное наличие основного проекта сокращения выбросов или увеличения абсорбции поглотителями. Например, на Сочинской ТЭЦ должна быть основной российская программа, по которой будут сокращаться выбросы, но можно сделать совместную дополнительную программу с зарубежным партнером, а полученные в результате этого свободные квоты под выбросы продать партнеру по программе. Действительно, российские предприятия в области энергетики нуждаются в средствах для их модернизации. У нас на единицу валового национального продукта тратится энергии в несколько раз больше, чем в Европе и Японии. Планируется перейти на парогазовый цикл (КПД 60%, а для паровых установок КПД - 40%). В результате на Сочинской ТЭЦ потребуется сжигать газа на 30 - 40% меньше.

   Кроме того, инвестиций на перевооружение нашей промышленности нужно меньше по сравнению с аналогичными проектами за рубежом. Проблема инвестиций связана с выбором органа, который будет ответственен за инвестиции. Согласно п. 3 ст. 6 Протокола Россия сможет "уполномочивать юридических лиц участвовать, под ее ответственность, в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов в соответствии с настоящей статьей".

   В России большинство выбросов приходится на долю РАО "ЕЭС России". Однако ситуация такова, что органам власти РФ нужно обратить внимание на соотношение себестоимости в некоторых проектах РАО и в Европе, которое достигает двух раз. Может быть имеет смысл создать специальную компанию, которая занималась бы вопросами реализации Протокола на территории РФ. В отношении п. "г" ст. 6 Конвенции надо сказать, что должны предприниматься национальные действия по ограничению выбросов парниковых газов не только в связи со ст. 6 Протокола. Это поможет выполнить Протокол в целом. Среди национальных мер, которые помогут в выполнении Протокола на межгосударственном уровне, следующие: а) налогообложение на выбросы (в РФ целесообразно разработать этот вопрос в 2005 - 2007 гг., когда будут разрабатываться обязательства по протоколу на период с 2012 г.); б) добровольное сокращение выбросов российскими предприятиями; в) создание внутреннего рынка квот (целесообразно посмотреть на достоинства и недостатки рынка квот в ЕС, который начнет действовать в 2005 г., в РФ в 2005 - 2007 гг. создать добровольный рынок).

   По совместному осуществлению уже существует несколько программ - нидерландская (ERUPT) и шведская. Есть соответствующая программа и в Экспериментальном углеродном фонде МБРР.

   Для нас из двух первых программ привлекательней нидерландская. Нидерланды сначала финансируют проект, а потом покупают квоты. По шведской программе финансирование проекта не предполагается, правда возможно финансирование и разработки программы. Проекты, реализуемые по шведской схеме, должны соответствовать документам по совместному осуществлению, разработанным странами Балтийского моря. На проекты совместного осуществления Нидерландами планировалось выделить 150 млн. евро. У России предполагалось купить в рамках программы 25 млн. тонн углекислого газа. Цена может составлять 4,5 евро за тонну. Вообще, цена 5 - 7 евро за тонну является бросовой при простой торговле квотами. Для проектов совместного осуществления на цену могут влиять и вложения, сделанные в проект. Оптимальная цена при простой торговле квотами составляет 15 - 17 евро за тонну. Повысятся ли цены до такого уровня в проектах по совместному осуществлению, да и в торговле квотами, покажет время. Положения статьи развиваются Марракешскими договоренностями 2001 г., в частности ими предусматривается создание Контрольного комитета по осуществлению статьи.

   Торговля квотами регулируется ст. 17 Протокола: государства, ограничивающие свои выбросы, "участвуют в торговле выбросами для целей выполнения своих обязательств по статье 3. Любая такая торговля дополняет внутренние действия для целей выполнения определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов согласно настоящей статье".

   Российской Федерации ежегодно надо будет делать взносы для реализации Протокола в размере 160 тыс. долларов США. Но для развивающихся стран могут потребоваться специальные программы по ограничению выбросов, которые должны быть эффективны "с точки зрения затрат". В п. "б" ст. 11 Протокола говорится, что надо представлять "такие финансовые ресурсы, в том числе для передачи технологии, которые необходимы Сторонам, являющимся развивающимися странами, для покрытия всех согласованных дополнительных издержек, связанных с продвижением вперед в деле выполнения обязательств по пункту 1 статьи 4 Конвенции".

   Для не ограничивающих свои выбросы стран предусмотрен механизм чистого развития (п. 1 ст. 12 Протокола) - третий по счету механизм по сокращению выбросов. Цель механизма, согласно п. 2 ст. 12 Протокола, "состоит в том, чтобы помогать Сторонам, не ограничивающим свои выбросы, "в обеспечении устойчивого развития и в содействии достижению конечной цели Конвенции и помогать Сторонам", ограничивающим свои выбросы, "в обеспечении соблюдения их определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов согласно статье 3".

(По материалам аналитического обзора, подготовленного компанией КонсультантПлюс )

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

Артикс, Региональный Информационный Центр Консультант Плюс, г. Москва , ул. Нижняя Сыромятническая, д.11, телефоны : (495) 721-35-86 , fax (495) 721-35-86
Артикс © 1999-2011
Design © Korotkevich B.